|
|
|
Канал творчества: «Обсуждение. Сюжет: теоретические и практические аспекты.» |
|
|
ImperialHunter
691 EGP
      Рейтинг канала: 3(33) Репутация: 153 Сообщения: 3134 Откуда: СССР Зарегистрирован: 22.04.2002
 |
|
Если баян, можно убить.
Сюжет.
Часто слышишь: "в этом романе хороший сюжет", "в этом романе сюжет плохой (нет вообще)".
А что такое "сюжет"? Что означает это понятие?
Если верить Далю - СЮЖЕТ м. франц. предмет, завязка сочинения, содержанье его.
Брокгауз и Ефрон говорят, что - Сюжет, франц., содержание какого-нибудь литературн., художествен. или музыкальн. произведения.
Литературная энциклопедия, в свою очередь, утверждает следующее - СЮЖЕТ в лит-ре - отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. С. есть форма развертывания темы...
Но! Из всех этих определений однозначно не видно, что же такое сюжет? Чем он отличается от совокупности (набора) случайных сцен, объединенных каким-либо образом в рамках одного произведения?
Ведь нередко в критической рецензии можно прочитать, что в произведении сюжет как таковой отсутствует, а присутствует набор отдельных сцен.
Наиболее обобщенное представление о том, что такое "сюжет", с моей точки зрения, заключается в том, что сюжет (в рамках произведения) предполагается неким путем, который Главный Герой должен пройти (в рамках произведения). А вот те квесты и задачи, которые встречаются у него на пути, и есть случайные сцены, привносящие разнообразие в сюжетную канву.
Но, повторюсь, это наиболее обобщенное представление.
Так что же такое сюжет произведения?
|
|
|
AHILLES
1780 EGP
        Рейтинг канала: 15(2748) Репутация: 377 Сообщения: 3807 Откуда: Москва Зарегистрирован: 24.06.2005
 |
|
ImperialHunter : |
сюжет (в рамках произведения) предполагается неким путем
|
Уильям Г. Таппли: "Сюжет - это последовательность воображаемых событий, которую писатель превращает в эпизоды, заполненные вымышленными персонажами".
К примеру, стандартный мифологический сюжет о странствиях главного героя (по Д. Фрею): у ГГ появляется необходимость отправиться в путь, он получает задание, попадает в незнакомую страну, преобретает новые навыки, проходит через испытания, встречается с различными архетипическими персонажами. Герой погибает и возрождается (как правило, в переносном смысле), находит отрицательный персонаж, побеждает его и со славой возвращается домой. Это шаблон стандартного сюжета, в рамках которого допускаются вариации.
_________________ Сила и Честь |
|
|
ImperialHunter
691 EGP
      Рейтинг канала: 3(33) Репутация: 153 Сообщения: 3134 Откуда: СССР Зарегистрирован: 22.04.2002
 |
|
Т.е. Таппли ставит сюжет над эпизодами, в то же время не просчитывая варианта, при котором автор будет играть именно эпизодами, до последнего момента не представляя единой сюжетной линии. Таким образом, любую последовательность действий можно назвать сюжетом.
Фрей, опять же, придерживается позиции "пути". Но это слишком общее определение, позволяющее найти сюжет где угодно.
|
|
|
ImperialHunter
691 EGP
      Рейтинг канала: 3(33) Репутация: 153 Сообщения: 3134 Откуда: СССР Зарегистрирован: 22.04.2002
 |
|
Я, собственно, к чему.
Если принимать все вышеприведенные определения, то получается, что сюжет как таковой в произведении не важен вообще. Совсем. Что важно как раз... мм... наполнение эпизодами и эпизодов.
А сюжет... ну есть он, или появится сам по себе - какая нафиг разница?
|
|
|
AHILLES
1780 EGP
        Рейтинг канала: 15(2748) Репутация: 377 Сообщения: 3807 Откуда: Москва Зарегистрирован: 24.06.2005
 |
|
Разнообразие произведений и стилей дает нам возможность говорить и о многообразии сюжетов.
Зачастую, сюжет - это сложное переплетение сюжетных линий (что тоже, по сути, сюжеты).
Просто привести пример на основе детектива. Основной путь ГГ - найти убийцу. Но за основным сюжетом, где наш герой занят расследованием, идет другой сюжет, где в это время происходит множество действий и событий, которых читатель вместе с ГГ не видит, но тем не менее вовлекающих героя в развивающийся конфликт, который в конце концов должен привести к кульминации и развязке. Таким образом, сюжет детектива - это единство нескольких сюжетов. Насколько оно будет органично, настолько и хорошим получится сюжет в целом.
_________________ Сила и Честь |
|
|
AHILLES
1780 EGP
        Рейтинг канала: 15(2748) Репутация: 377 Сообщения: 3807 Откуда: Москва Зарегистрирован: 24.06.2005
 |
|
ImperialHunter : |
А сюжет... ну есть он, или появится сам по себе - какая нафиг разница?
|
все равно, что говорить о конструкции космического корабля. Какая нафиг разница - набор это отдельных агрегатов, как зря сваренных между собой, или органичная функционирующая конструкция?!
_________________ Сила и Честь |
|
|
Тайный хрюкотатель
1622 EGP
          Рейтинг канала: 6(418) Репутация: 382 Сообщения: 815
Зарегистрирован: 29.03.2005
 |
|
мое мнение... сложившееся, правда, своеобразным образом - когда я читала всякие исследования (книжки, то есть) на тему сюжетов волшебной сказки
сюжет - организует произведение, задает ритм... получается что-то вроде ритуального танца, в котором есть много деталей, отдельных движений - но только общий ритм собирает всё это в единое целое, в единый образ, если так можно выразиться
сюжет - это не жизнь, но это то, что дает жизнь
_________________ пескарик Поликарп |
|
|
ImperialHunter
691 EGP
      Рейтинг канала: 3(33) Репутация: 153 Сообщения: 3134 Откуда: СССР Зарегистрирован: 22.04.2002
 |
|
AHILLES : |
Таким образом, сюжет детектива - это единство нескольких сюжетов.
|
м.б., все же - сюжетных линий?
2Крокодилка
это понятно.
Но на практике - как отличить сюжет от сюжетной линии, от просто совокупности отдельных эпизодов?
|
|
|
AHILLES
1780 EGP
        Рейтинг канала: 15(2748) Репутация: 377 Сообщения: 3807 Откуда: Москва Зарегистрирован: 24.06.2005
 |
|
ImperialHunter : |
м.б., все же - сюжетных линий?
|
Нет, в том-то и дело, что сюжетов. Именно сюжетов!
Если автор не пропишет делишки отрицательного персонажа отдельным сюжетом, который скорее всего так и не попадет в основной, то сюжет его произведения будет беден красками и деталями, в результате - сюжет слабый. "А ведь скажут, ведь скажут, что нас было четверо!"(с)
_________________ Сила и Честь |
|
|
Shugert
1927 EGP
      Рейтинг канала: 2(21) Репутация: 550 Сообщения: 2004 Заблокирован Откуда: Благовещенск Зарегистрирован: 12.07.2005
 |
|
AHILLES : |
Если автор не пропишет делишки отрицательного персонажа отдельным сюжетом
|
Совсем не обязательно отдельным - можно легко вписать его в основной.
Читай внимательнее посты. Я писал о многообразии сюжетов. А в данном случае речь шла о детективе (в качестве примера), где убийца на заднем плане совершает свои темные делишки, которые попадут в основной сюжет разве только что из изобличающей речи героя.
А.
Обвинительная речь главного героя в конце произведения - это не отдельный сюжет, а часть основного. Отдельным сюжетом можно назвать какое-то действие или событие, которое происходит совершенно отдельно от основного и где-нибудь в середине или в конце повествования в него вклинивается. Именно действием, а не рассказом кого-то.
Нопейсал Шугерт
ImperialHunter : |
заключается в том, что сюжет (в рамках произведения) предполагается неким путем, который Главный Герой должен пройти (в рамках произведения).
|
Это не обязательно именно герой - это вполне может быть группа лиц, которые не являются Главными Героями произведения по отдельности(Андре Нортон, серия "Королева Солнца" - моя любимая, кстати ), или даже некое событие (например - Альфред Бестер "Феномен Исчезновения").
_________________ - Знаешь, что сказал Иисус в пятой главе Евангелия от Иоанна? Он сказал: «Не создавай мне тут проблем, сучка». |
|
|
ImperialHunter
691 EGP
      Рейтинг канала: 3(33) Репутация: 153 Сообщения: 3134 Откуда: СССР Зарегистрирован: 22.04.2002
 |
|
2Shugert
но смысл все же такой, получается?
AHILLES : |
Нет, в том-то и дело, что сюжетов. Именно сюжетов!Если автор не пропишет делишки отрицательного персонажа отдельным сюжетом, который скорее всего так и не попадет в основной, то сюжет его произведения будет беден красками и деталями, в результате - сюжет слабый. "А ведь скажут, ведь скажут, что нас было четверо!"(с)
|
гм, во что же тогда превратиться стандартное произведение, если дела каждого персонажа прописывать отдельным сюжетом?
и разве для придания красок и деталей необходимо много сюжетов? привычными методами обойтись уже нельзя?
|
|
|
Hahahoj
860 EGP
      Рейтинг канала: 15(2723) Репутация: 177 Сообщения: 2726
Зарегистрирован: 25.05.2004
 |
|
А о каком сюжете идет речь?
Том, что заложен писателем, или том, что видится читателю?
|
|
|
Shugert
1927 EGP
      Рейтинг канала: 2(21) Репутация: 550 Сообщения: 2004 Заблокирован Откуда: Благовещенск Зарегистрирован: 12.07.2005
 |
|
Hahahoj : |
Том, что заложен писателем, или том, что видится читателю?
|
Хорошо подмечено - не всегда взгляд писателя на свое творение совпадает со взглядом читателя. Тот-же "Звездный Десант" Хайнлайна - до сих пор копья ломают, в чем сюжет состоит и что автор хотел до читателя донести
_________________ - Знаешь, что сказал Иисус в пятой главе Евангелия от Иоанна? Он сказал: «Не создавай мне тут проблем, сучка». |
|
|
ImperialHunter
691 EGP
      Рейтинг канала: 3(33) Репутация: 153 Сообщения: 3134 Откуда: СССР Зарегистрирован: 22.04.2002
 |
|
Hahahoj : |
А о каком сюжете идет речь?Том, что заложен писателем, или том, что видится читателю?
|
естественно о закладываемом.
|
|
|
McRousseaux
845 EGP
      Рейтинг канала: 9(1090) Репутация: 210 Сообщения: 6931 Предупреждений: 1 Откуда: ) и все мы Зарегистрирован: 31.01.2005
 |
|
Мне каацца, сюжет - некая нить, связывающая многообразие отдельных эпизодов произведения причинно следственной связью.
_________________ МакРуссо, он же Мак, он же Руссо.
Пират, контрабандист. Отличается пристрастием к рому.
Характер скверный.
Не женат. |
|
|
Hahahoj
860 EGP
      Рейтинг канала: 15(2723) Репутация: 177 Сообщения: 2726
Зарегистрирован: 25.05.2004
 |
|
Цитата: |
естественно о закладываемом.
|
Ну отчего же разумеется. С точки зрения писателя сюжет один.
С точки зрения читателя по-любому слегка другой.
А может и вообще его не быть.
Пишется вещь обычно по одному сюжету (имхо, это просто схематичный план произведения, в то время, как сюжетная линия - это та самая линия, что соединяет вместе ключевые узлы произведения) И это, имхо, есть авторский сюжет.
Человек же читающий, воспринимает произведение по своему. Ему в отличии от автора, не известен ни исход, ни развитие сюжета, ни его ключевые узлы. И в его голове выстраивается свой сюжет - сюжет произведения глазами читателя.
Так что оценивается получившееся произведение все-таки глазами читателя.
|
|
|
Guest
2075 EGP
              Рейтинг канала: 9(1093) Репутация: 376 Сообщения: 27975 Откуда: Моск. Зарегистрирован: 12.10.2004
 |
|
Hahahoj : |
Так что оценивается получившееся произведение все-таки глазами читателя.
|
Да, а автор мучается, пытаясь донести до сознания читателя свой сюжет... И не вполне уверен в том, что же, блин, в кконце концов выстроится в голове у читателя? Ведь, действительно, только автор в курсе оригинальной задумки...
_________________ Трещит земля как пустой орех
Как щепка трещит броня |
|
|
Hahahoj
860 EGP
      Рейтинг канала: 15(2723) Репутация: 177 Сообщения: 2726
Зарегистрирован: 25.05.2004
 |
|
Угу. Кроме того любой сюжетный ход передается писателем на основе своего жизненного опыта.
В проекции на ж.о. другого он может стать вообще нулевого размера.
А может стать целым морем. Да и в том некоторые увидят только воду.
|
|
|
|
|
|
Канал творчества: «Обсуждение. Сюжет: теоретические и практические аспекты.» |
|