Elite Games - Свобода среди звезд!

Battlecruiser Millennium - Обзор Battlecruiser

Все-таки Battlecruiser ухитрился сделать почти невозможное: он оправдал самые радужные надежды и самые мрачные прогнозы одновременно. Вообще, к игре как нельзя лучше подходит термин «самый», полутона здесь неуместны. Вы либо заболеете этой игрой надолго, либо забросите компакт диск после тридцати минут безуспешных попыток понять, что же все-таки происходит на экране монитора и как этим всем управлять. ВСМ – это фактически целый мир, в котором вы можете играть любую (или почти любую) роль. Выбирайте расу, карьеру, корабль, станцию, с которой вы начнете свое странствование по вселенной, род ваших занятий зависит только от вас самих, и развлекать вас, кстати, никто не собирается.

Для тех, кто только вчера услышал название Battlecruiser Millennium (именно так, с двумя «L» и двумя «M»), или, как нарекла его Акелла — «Космофлот», что в чем-то даже более точно, чем оригинальное название, коротко поясняю суть игры. 31 век, человечество давно уже перестало искать братьев по разуму, потому что уже нашло этих родственничков столько, что просто не знает, что с ними делать. Кто-то нас (землян) откровенно не любит, кто-то наоборот, любит всей душой, правда, в вареном или жареном виде, кому-то на нас наплевать, но все эти братья и сестры четко представляют себе, в чем заключаются их интересы, и кто им мешает или может помешать. Земляне отнюдь не самые сильные, умные, смелые, у них полным-полно своих внутренних проблем, но будучи не в силах противостоять своему врожденному стремлению лезть не в свое дело, объявляют себя едва ли ни гарантами спокойствия в Галактике и, подбив на эту авантюру еще пару-тройку наций, в основном из числа тех, кого почти уже сожрали более сильные соседи, создают нечто вроде всегалактических сил стабильности, порядка и всеобщего процветания – Galcom. Далее все по обычному для истории сценарию: свежеиспеченный альянс полон решимости загнать в счастливое завтра всех остальных, эти самые остальные отнюдь не принимают идею насильственного осчастливливания «на ура», то тут, то там, вспыхивают короткие, но жаркие схватки за мировое или локальное господство, агрессия порождает агрессию, очень ограниченные миротворческие контингенты выжигают целые планеты, короче, все идет, как и должно идти, когда более сильный или более нахальный пытается учить жизни тех, кто в таких поучениях совсем не нуждается.

Вот именно в такой, трудной судьбы Вселенной, вам и предстоит оставить свой след, вне зависимости от того, будет ли это след в истории или просто неаппетитное пятно на гусеницах тяжелого танка. Кем вам быть, как я уже говорил, это сугубо ваше личное дело, но отмахнуться от окружающей вас объективной (или все-таки виртуальной?) реальности не удастся. Если вы все-таки решитесь взять на себя ответственность не только за свою собственную судьбу, к вашим услугам более-менее прочная посудина и набор таких же отчаянных головорезов, как и вы сами. Торгуйте, воюйте, исследуйте новые миры, жизнь ваша, вам и решать, как ее прожить. А прожить ее будет совсем непросто. Все дело в том, что, несмотря на впечатляющие успехи в области высоких технологий, более-менее смекалистые электронные мозги пока что делать не научились (ну, разве что Дроидане, но они свой секрет никому не отдают), так что вникать в премудрости управления кораблем, управления экипажем корабля, управления базирующихся на корабле судов поддержки, управления базирующихся на судах поддержки наземных транспортных средств, управления базирующихся на наземных транспортных средствах десантниках, короче – управляться с каждой из нескольких сот железок на вашем корабле и несколькими десятками членов экипажа, придется самому. Одна отрада – ваш экипаж набирается ума-разума параллельно с вами, и если на первых порах подчиненные способны провалить даже самое простое дело, спустя какое-то время, на них вполне можно оставить корабль, а самому прогуляться по поверхности ближайшей планеты не опасаясь, что экипаж будет баловаться со спичками или не сможет дать отпор внезапно появившемуся противнику.

Пугающая сложность игры при более пристальном рассмотрении оказывается невиданной доселе РЕАЛИСТИЧНОСТЬЮ, как ни странно звучит это слово применительно к симулятору фантастических звездолетов, которые, по версии авторов игры, научатся строить люди в тридцать первом веке. Те, кто ухитрится не запаниковать за те роковые тридцать минут, которые я назвал в первом абзаце как dead-line привыкания или отвращения к ВСМ:G, не будут разочарованы. Практически никаких условностей, все так, как должно быть. Каждый механизм работает, требует внимательного и бережного отношения к себе, периодически капризничает и выходит из строя, потянув за собой целую цепочку отказов и неполадок, члены экипажа ведут себя как живые люди, требуя к себе не менее бережного отношения, терпеть не могут работать в условиях повышенной радиации и биологического заражения, устают, гибнут от рук абордажной команды, так некстати пожаловавшей к вам на борт, или просто сгорают в пламени вспыхнувшего после попадания двух-трех ракет пожара, пилоты истребителей поддержки ухитряются промахнуться по мишени размером с небольшой город, поймав азарт, храбро, но глупо лезут под зенитный огонь, после чего Вам, как капитану, остается только устало вздохнуть, прикинуть, во сколько вам обойдется новый истребитель, и включить установку клонирования для создания точной копии так безвременно покинувшего ваш экипаж аса.

Те, кто все-таки перешагнут через эти злополучные 30 минут, на 30 лет вперед обеспечат захватывающими байками конференцию EliteGames и еще не родившихся внуков. Злоключения астронавтов из «Астероида» и «Миссии на Марс» покажутся вам досадной неприятностью, не более того, если вы хоть раз сажали на поверхность Юпитера Stormcarriser с пожаром в реакторном отсеке. Вообще, весь геймплей состоит из решения массы свалившихся одновременно на вашу голову проблем. Беда, она и в 31 веке беда, в одиночку на дело не ходит. Попробуйте одновременно отбиваться от двух-трех превосходящих вас в пятеро по тоннажу тяжелых кораблей противника, кучи мелких, но злых как лесные пчелы истребителей, следить, чтобы абордажная команда, невесть как просочившаяся к вам на корабль, не добралась до командного мостика, не забывая при этом ликвидировать последствия аварийного выброса радиации, которая прикончит ваш экипаж так же верно, как и прорвавшиеся штурмовики. Если сумеете выстоять, отбиться от противника, а потом остановить агонию полуразрушенных корабельных систем, дотащить едва ли не волоком корабль к ближайшей станции или починиться на месте, берите курс на соседнюю звезду и переживайте описанное приключение вновь.

Графика ВСМ неоднозначна, как вся игра в целом. С одной стороны, все то, что происходит на экране монитора, никак нельзя назвать соответствующим сегодняшнему стандарту. Но, с другой стороны… космос как нельзя больше походит сам на себя. Пустой, холодный, темный. И в какой игре вы еще сможете увидеть такие потрясающие масштабы! Похоже, Дерек не шутил, когда утверждал, что все космические объекты будут реальных размеров. Подлетите вплотную, ну, скажем, к матушке-Земле, включите внешний обзор и начните удалять камеру. Ваш крейсер успеет превратиться вначале в едва различимую точку, затем и вовсе сойти на нет, прежде чем диск планеты хоть немного уменьшится в размерах. Проделайте то же самое с парой астронавт-крейсер и вы получите наглядное представление, как соотносятся размеры муравья и голубого кита. И уж, без сомнения, вне всяких похвал сделаны планеты.

Планет с возможностью летать в атмосфере я не видел со времен пришествия Elite на РС, а уж планет, плотно застроенных космодромами и военными городками, различающихся по ландшафту и климатическим условиям, я не видел вовсе. Моря, горы, плывущие по небу облака… очень впечатляет, особенно если это моря расплавленного базальта и облака метана. Не все йогурты… т.е. не все планеты встречают тебя мягкой травкой и нежным щебетом птичек.

Звук, к сожалению, абсолютно посредственен. Вжиканье лазеров и бульканье взрывов выполнено в аскетичной манере китайских музыкальных брелков и программного эмулятора Adlib для штатного писюкового динамика. Служащие фоном к этому безобразию вполне приличные музыкальные темы, изобилующие крутыми гитарными «запилами», красноречиво свидетельствуют, насколько разными по своему таланту могут оказаться музыкант и специалист по звуковым эффектам в одной отдельно взятой команде разработчиков.

Прежде чем оценить интерфейс игры, его нужно безжалостно разрубить на две части и выставлять этим двум половинкам совершенно разные оценки. Управление самим кораблем и его подсистемами сделано очень удобно, толковые и информативные дисплеи, иконки, логичная система меню. Очень понравилась возможность назначить цель, просто ткнув мышкой в ее отметку на экране радара. Сразу проникаешься уважением к техническому прогрессу наших далеких потомков. 31 век, без скидок и всерьез.

А вот интерфейс тактической составляющей, увы… Tacops computer, предназначенный для планирования и контроля над операциями, в первую очередь на поверхности планет, абсолютно непродуман. Если в открытом космосе он более-менее дает адекватную картину происходящего, то руководить, к примеру, звеном истребителей в атмосфере планеты столь же просто, как и пытаться завязать шнурки ботинок, не снимая варежек. Речь идет даже не о перегруженности интерфейса информацией, в конце концов, практически все можно настроить и отключить, речь идет о дикой самобытности самой идеологии интерфейса, отчаянно протестующего против устоявшихся еще со времен релиза первой Dune принципов стратегического и тактического управления юнитами. Создается впечатление, что D. S. ни разу в жизни не видел ни одной RTS. Мимо прошли Warcraft, C&C, Total Annihilation, Battlezone, прочие из почивших в бозе и ныне живущих. Не был раз и навсегда утвержден в качестве образца, отлит в палладиевом эталоне и помещен в Парижскую палату мер и весов принцип Point and Click, никогда рука юзера не обводила на экране рамочкой группу юнитов, чтобы одним щелчком мышки отправить их в бой… Тем не менее, тактическим боям на поверхности небесных тел можно и нужно уделить должное внимание. Отсутствие привычного стратегического интерфейса компенсируется достаточно продвинутой системой программирования маршрутов, в стиле Rainbow Six, что позволяет стоить безупречные с точки зрения тактики налеты на вражеские поселения с участием как авиации, так и нелетающих боевых машин, высаживаемых с шаттлов.

О «первом лице», пусть и не в первую очередь, но поговорить стоит. До уровня Quake, конечно, не дотягивает, но сделано вполне добротно. Здесь Смекалистый Дерек решил не оригинальничать и сваял что-то в стиле Delta Force, а что, многим даже нравится. Правда, ознакомившись бегло со списком состоящей на вооружении наземной и околоземной техники, быстро понимаешь, что на своих двоих много не навоюешь. Не склонный принимать героические выпады в стиле «Айда, за сопку один на один драться!» AI, просто мгновенно разогреет до нескольких миллионов градусов тушку такого Аники-воина из идеально приспособленной для этих целей стационарной лазерной пушки. Так что пешие прогулки целесообразнее всего практиковать только с целью размять затекшие после долгого сидения в капитанском ложементе ноги, либо просто время от времени оказывая себе честь первым ступить на поверхность свежеоткрытой планеты.

Торговая система ВСМ построена по классическому «Элитному» принципу. Список товаров и цена на них зависит от технического уровня расы и каким-либо сезонным колебаниям подвержена слабо. Такого обрушения рынка, которые происходили в Х-Т, после того, как вы привезете на фабрику полную телегу батареек, замечено не было. То ли объемы проданной мною продукции смехотворны в масштабах рынка, то ли местная экономика базируется на твердых госрасценках и в корне пресекает спекулятивные колебания цен, осталось для меня загадкой.

Тем не менее, торговать, а равно как и вести активную старательскую деятельность, добывая ресурсы с поверхности планет, можно и должно. Если вы собираетесь с кем-нибудь повоевать, а зависит это не только от вашего желания, то быстро поймете — война очень дорогое развлечение. Стоимость боеприпасов, особенно ракет класса Орбита-Поверхность, сопоставима разве что с их разрушительной силой. А при подсчете затрат на ремонт крейсера и покупку запчастей, после упорной перестрелки с превосходящими силами противника, на ум приходит разве что прейскурант капремонта Мерседеса-600 в официальном сервисном центре.

В заключение необходимо сказать несколько слов о качестве локализации игры. Не скрою, лично я возлагал на перевод игры большие надежды, связанные в первую очередь с тем, что нормальная, работоспособная локализация позволит познакомиться с игрой широкому кругу игроков, по тем или иным причинам не владеющим английским языком настолько хорошо, чтобы прочитать более сотни страниц руководства к игре, без которого понять что-либо практически невозможно. Компания «Акелла» проделала достаточно сложную работу, и выполнила ее, на мой взгляд, на твердое «хорошо». Да, перевод во многих местах не точен, да, есть ошибки в работе игры, которые не встречались в оригинальной версии, но это, как я надеюсь, поправимо.

Думаю, Battlecruiser Millennium, Космофлот – по версии «Акеллы» все-таки заслуживает самого пристального внимания всех, кто не на шутку увлекается серьезными, требующими глубокого и долгого освоения играми. Все огрехи, которые у игры, безусловно, есть, должны быть исправлены и, думаю, все-таки исправлены будут. А вот достоинств, несомненных достоинств, 70% из которых не встречались до этого ни в одной игре, у Космофлота все-таки больше, чем недостатков. В эпоху Freelancer’ов, ярких, как елочная игрушка на новогоднем утреннике казуалов, Battlecruiser как обжигающе холодный глоток свободы. И если у вас хватит терпения изучить игру, разобраться в ее непростых законах, у ваших ног будет лежать целая Вселенная, ни больше, ни меньше.
Борис Шанибов a.k.a. Joker_SE
К началу раздела | Наверх страницы Сообщить об ошибке
Battlecruiser Millennium - Обзор Battlecruiser
Все документы раздела: Обзор Battlecruiser | Артефакты | Безопасность | Тактический компьютер | Компьютер видеосигнала (CVD) | Предыстория | Тактический сканер (Tacscan) | Клавиши управления Battlecruiser | Клавиши управления Universal Combat A World Apart | Техническое обеспечение | Мультиплейер | Интерфейс навигации (NID) | Расы | Главный экран мостика | Диски | Решение проблем | Файлы | Музыка |


Дизайн Elite Games V5 beta.18
EGM Elite Games Manager v5.17 02.05.2010