Elite Games - Свобода среди звезд!

Хроники Тарр - Рецензия

Рецензия от Ivory


Вступление

Как театр начинается с вешалки гардероба, так и любая игра начинается с упаковки.
Итак, приобретённая мной копия игры «Хроники Тарр: Призраки Звёзд», разработанная компанией с вполне космическим названием «Quazar Studio», поставлялась на двух компакт-дисках. Установка не вызвала абсолютно никаких вопросов или проблем: вставил один диск, затем второй. Инсталлятор устанавливает собственно файлы игры, и можно на выбор (если не установлено на Вашем компьютере) добавить инсталляцию Direct X версии 9.0c и кодеков для корректного воспроизведения роликов игры. Затем устанавливается великий и ужасный StarForce, который просит ввести код. Код указан на лицевой стороне второго компакт диска. Собственно всё. Жадный указатель мыши потянулся к чёрной стильной иконке, появившейся на рабочем столе.

Системные требования (версия игры: 1.0.0.8)

Заявленные компанией-разработчиком системные требования:

Процессор: Pentium IV 2,4 ГГц
Объём оперативной памяти: 512 Мб
Видеокарта: Direct X 9 – совместимая (уровня GeForce FX5700)
Объём на жестком диске: 2,5 Гб
Звуковая карта: Любая Direct X – совместимая
Дополнительные требования: Direct X 9.0c, клавиатура, мышь

Тестирование проводилось на следующей системе:

Процессор: AMD Athlon 3200+
Объём оперативной памяти: 1024 Мб
Видеокарта: GeForce GT 7600)
Объём на жестком диске: у меня почему-то занял только 2,0 Гб
Звуковая карта: Creative Audigy
Дополнительные требования: Direct X 9.0c, клавиатура, мышь, коврик, монитор,
динамики, стол, стул, свободное время.

Если судить объективно, то мне кажется, что авторы, указывая минимальные требования, подразумевали конфигурацию, необходимую для запуска игры в режиме слайд-шоу. Даже на моей машине достаточно часто (особенно в восьмой и девятой миссиях) появлялись сцены, где средняя скорость игры снижалась до 10-15 кадров секунду.


Игровой процесс

«Хроники Тарр: Призраки Звёзд» действительно являются достойным представителем жанра космических симуляторов как это указано на упаковке. Но тут хочется оговориться, и вспомнить что симулятор симулятору lupus est.

Все помнят родоначальницу жанра космических симуляторов Elite. Её уникальность состояла в балансе аркадно-симуляторной (космические бои), ролевой (набор рейтингов и улучшения корабля) и экономической (торговля) составляющих. Не могу сказать что «Хроники Тарр: Призраки Звёзд» верный последователь лучших традиций Elite. Это скорее потомок Star Raider II (у кого был ZX Spectrum должны помнить) или Last Star Fighter (должны помнить владельцы Atari). Игра лишена торговли и этим многое сказано.
Основную массу времени игрок проводит в боях с небольшими перерывами после миссий, которые дают возможность переоборудовать свой корабль. Таким образом, можно сказать, что аркадная составляющая занимает около 70% времени игрового процесса, 15% времени отводится на обдумывание стратегии развития корабля и последние 15% остаётся на то, чтобы вникнуть в сюжет и прелести игровой вселенной.

Структура игрового процесса напоминает сюжетное прохождение игры «Freelancer». Вы последовательно проходите миссии, каждая из которых разделена на несколько частей. Сохранение (если быть точным – автосохранение) игры возможно только после прохождения части миссии. Далее идёт сюжетный ролик. Затем брифинг следующей миссии. Потом игроку предоставляется возможность «поколдовать» над улучшением своего корабля.

Немного (мягко говоря) раздражает тот факт, что в случае гибели игрок вынужден слушать диалоги из роликов брифинга. Как это убрать я не нашёл, поэтому некоторые брифинги помню зачем-то наизусть.

В игре существует интересная особенность: в ангаре техник имеет возможность разбирать неиспользуемое оборудование. А из полученных ресурсов (техносплавов, электроники, конденсаторов?!!! и пр.) собирать заказные модификаторы корабля. Мне, почему-то вспомнился Quazatron на ZX Spectrum.
Сам корабль также имеет широкий диапазон модифицируемых узлов: теурис, броня, энергетические щиты, оружие, ракеты, реактор, двигатель.
Одним словом, рай для любителей что-нибудь «проапгрейдить» и похвастаться другу конфигурацией корабля. Существует также функция «автоконфигурация». Она позволяет сконфигурировать корабль в трёх профилях: истребитель, штурмовик и корвет. Первая конфигурация для тех, кто считает, что щиты придумали трусы, вторая создаёт сбалансированный по показателям атака/защита корабль, третья конфигурация для тех, кто плохо видит, или кому лень стрелять – корабль настолько защищён, что может просто таранить соперника.
К слову сказать, действует эта функция отвратительно. Видимо, её внедрили на флот вражеские шпионы. Так что лучше конфигурировать свой кораблик самому.
Что потом? Потом предстоят долгие проверки опытным путём того, имеет ли выбранная вами конфигурация право на жизнь, в самом прямом значении выражения «право на жизнь»…


Сюжет

Окружение, в котором проходит сюжетная линия – галактика, которую охватывает необъяснимый космический катаклизм – Мрак, именуемый иногда Антистихией. Причина катаклизма – сбой в работе Гипермаяка, устройства построенного таинственными Странниками для управления процессом перемещения в подпространстве. Мрак поглотил большую часть обитаемых миров. На последних островках цивилизации человечество ведёт отчаянную войну с механизмами – порождениями Мрака.
Кроме людей с Мраком борется – Меа’Тарр раса могучих бойцов, смысл существования которых воинская доблесть и честь (некое подобие спартанцев с моралью римских легионеров и протоссов). Общество Меа’Тарр имеет клановую структуру. В войне общество Меа’Тарр разделилось на три лагеря: патриархи – считают, что Мрак – новое испытание их воинской доблести и ведут с ним борьбу традиционными методами, контактёры – те, кто считает, что старые методы неэффективны и вступают в альянс с другими разумными расами, и фаталисты — принимающие Мрак, как новый виток эволюции Меа’Тарр.
Столкновение Меа’Тарр с Мраком привело к появлению Дэ’Хэтэ. Эти анизотропные существа, появившиеся после поглощения Мраком воинов Меа’Тарр в легендарной битве с тараном Гнезда Мрака, являются, пожалуй, наиболее опасным и страшным воплощением Антистихии.
Также союзниками людей в борьбе с катаклизмом являются Стражники – существа, в прошлом бывшие людьми. Они принесли в жертву свою человечность, чтобы превратить себя с помощью мистических ритуалов в существ способных противостоять Мраку.

Одна из людских научных экспедиций находит на окраинном секторе древние руины принадлежащие Оззах. Эта неизученная, видимо совсем исчезнувшая раса, обладала обширными знаниями в сфере управления пространственными аномалиями. Найденные артефакты этой расы дают шанс на спасение и победу в войне с Дэ’Хэтэ. Однако, исследовательский крейсер «Синграна» подвергается нападению Дэ’Хэте. Артефакты успевают передать на «Талестру» — флагманский корабль. Во время боя «Синграна» погибает, не выдержав натиска врага, «Талестра» успевает уйти в подпространство, но оказывается совсем не там, где ожидалось. Теперь, с повреждённым во время боя гиперпространственным двигателем, крейсеру предстоит долгий путь домой. Миссия экипажа более чем ответственна – на борту «Талестры» предмет, способный изменить ход войны…

Игрок – пилот, приписанный в составе звена Омега к экспедиционному крейсеру «Талестра» — флагману вооружённых сил Альянса…

Честно сказать, сюжет игры вызвал у меня целую гамму противоречивых чувств. С одной стороны, чувствуется глубина сюжета. Игрок попадает в целый игровой мир, в котором сталкиваются интересы сразу нескольких игроков. И всё это происходит на фоне общей тотальной угрозы, грозящей тотальным уничтожением всего живого. На протяжении всех миссий прослеживается повествование о героизме экипажа боевого крейсера «Талестра», по роковому стечению обстоятельств оказавшегося в отдалённом рукаве галактики. Долгий путь домой сквозь враждебные секторы и неизведанные миры, заканчивается неожиданным финалом.

Отдельные штрихи драматизма придаёт дневник главного героя и диалоги неигровых персонажей. Вроде бы всё замечательно. Но…

С другой стороны, создаётся впечатление что, сюжет вырван из какого-то большого контекста известного только авторам игры. Чувствую себя героем сказки Г. Х. Андерсена «Голый Король». Мне стыдно признаться, но я не понял до конца сюжет. Как же его (сюжет) тогда хвалить, если не понял. Игрок попадает в игровую вселённую, что называется «с корабля на бал». События уже развиваются полным ходом. Такое впечатление, что все вокруг всё знают, а у тебя случился приступ амнезии. Те скупые сводки, занесённые в раздел «Инфо» в личном компьютере только дразнят тебя классическими недоговорками и общим фразами.

В процессе игры не покидает надежда, что к финалу всё разъяснится, но, увы. Всё становится только запутаннее. Похоже, сценаристы предложили игру, но не до конца продекларировали правила. Однозначно понятно, только то, что будет продолжение. Сюжетная линия заканчивается не как повесть, и даже не как глава. Скорее это конец страницы. Такое впечатление, что ты нашёл кусок книги без начала и конца – вырванные из середины страницы.

Я даже не могу объяснить название игры. Могу только строить гипотезы, о том, что этимология слова «Тарр» вероятно основана на названии расы «Меа’Тарр». А «призраки звёзд» – это призраки, которые стали мерещиться экипажу «Талестры». При чём, написано это в дневнике главного героя. А я уверен, что не все геймеры, будут читать лирические отступления сделанные в игре для эстетов и любителей дневников. А может призраки – Дэ’Хэтэ?
И почему (может это и не моё дело) при свёртывании (Alt + Tab) в Task Bar программа называет себя Sign of Pride, что нельзя перевести как «Хроники Тарр: Призраки Звёзд», даже при очень вольном переводе?

Ещё одним путаным сценарным ходом является поступление на борт корабля новых видов оружия. Интересно, как новые виды оружия попадают на корабль, затерянный в отдалённом неизведанном секторе? А если оружие выдаётся с оружейных складов самого крейсера, то почему бы сразу не выдать пилотам всё лучшее вооружение и оснащение, ведь эффективность работы звеньев прикрытия – вопрос выживания всего крейсера?
Игра изобилует множеством названий мест: Северное Пограничье, Торпан, Фронтир. Но карты нет, а хотелось бы её увидеть, чтобы иметь представление.

Конечно, существует целый ряд продуктов, в котором сценария нет вообще, что не мешает игровому процессу. Но хороший сценарий, уж поверьте, точно один из основных ингредиентов настоящего хита. К примеру, я играл в игры компании Blizzard, только потому, что мне было безумно интересно узнать, что же будет дальше. При этом сценарий, скажем Warcraft II или Diablo, написан так, что не возникает никаких вопросов. Всё увязано и логично, при этом захватывающе и неожиданно. Да что ходить далеко? Собрат по жанру, «Freelancer», тоже имеет сюжет вполне подходящий для полноценной книги или фильма. Сюжет «Хроники Тарр: Призраки Звёзд», пожалуй, самое слабое место игры. Он не плох, но немного «сырой», недоработанный, недодуманный. Это скорее оригинальный эскиз, нежели законченный и покрытый лаком холст.


Интерфейс

Управление довольно просто и интуитивно. Надо немного привыкнуть. Хотел сначала покритиковать, но потом вспомнил, что некоторое время привыкал, когда после «Freelancer» стал играть в «X3: Reunion». Теперь, после «X3: Reunion» пришлось перестраиваться на новый лад – правая кнопка мыши, в отличии от «X3: Reunion» служит в игре для пуска ракет. Со всеми вытекающими последствиями.

Основным орудием производства является мышь – ей мы и рулим и стреляем. Левая кнопка включает лазерные пушки, правая – ракеты, средняя – выбирает ближайшую цель. Колёсиком мыши регулируется скорость полёта.

Из клавиш перманентно используются Z – ловушка для вражеских ракет, F – режим защиты (позволяет быстрее восстанавливать щит в ущерб собственной скорострельности) и T – наведение на ближайшую цель. В принципе могут пригодиться Q – переключение орудий, но я обошёлся без этого, выбирая себе скорострельные пушки и пользуясь только ими. Из полезных клавиш стоит также отметить O – выбор лидера звена и M – сравнять скорость с выбранным объектом.

Кроме этого есть возможность двигаться, вращая корабль по часовой и против часовой стрелки клавишами A и D, но в данной игре, как мне показалось, это не полезная лётная характеристика корабля, а скорее дань традициям.

Существует также возможность временно увеличивать и сбавлять скорость полёта (если отпустить клавишу, то скорость вернётся к прежней), но мне эта функция особо не пригодилась. Честно сказать, лень было использовать ещё две клавиши, тем более что регулятор скорости находится на мыши, а точность возврата к какой-то определённой скорости не так уж и важна.

Клавиша TAB включает режим форсажа, но это уже так, как говорится «чтобы было» — ни убегать, ни догонять в игре мне никого не пришлось. Впрочем, режим форсажа может вполне пригодиться на более сложном уровне игры, так как я играл на среднем.

На экране присутствует радар, на мой взгляд, несколько бутафорский и малополезный. В трехмерной игре радар почему-то двухмерный. Остальные приборы читаются хорошо. Правда, симметричные окна с описанием задания (слева) и списком оружия (справа) могли быть покомпактнее и не загромождать экран. Особого упоминания заслуживает так называемый «прибор – 15». Он же «сканер». Что он сканирует непонятно. Но сканирует постоянно. Я думаю, что это новая версия проекта SETI. Пока пилот трудится на ниве уничтожения врагов, его корабль использует незадействованные ресурсы для поиска внеземного разума.

Игрок может играть, используя два режима: один – вид с кокпита, второй – сзади собственного корабля. В игре заявлено, что оба режима равносильны, но якобы с кокпита легче целиться. Мне так не показалось. Напротив, элементы кабины, хотя и весьма декоративны, но создают видимую помеху во время ведения боя.


Графика

Рассказывая о графике игры, хочется сразу разделить два понятия: дизайн и графический «движок».

Дизайн игры действительно на высоте. Продумано и прорисовано всё очень тщательно, начиная от моделей кораблей и механизмов до меню и экранов обсуждения миссий – всё вызывает только положительные эмоции. Чувствуется стиль и вкус художников. Двутоновая палитра видеороликов напомнила мне (в хорошем смысле) «Homeworld».

Но в отличие от Homeworld ролики нарисованы не в анимационном стиле, а с претензией на реализм.

Графический «движок» игры очень напоминает «Freelancer». Тому, кто не знаком с «Хроники Тарр: Призраки Звёзд», со стороны может показаться, что на экране какой-то add-on к «Freelancer».

Игра в целом смотрится красиво. Не могу сказать, что графика совершенна, но глаз она радует однозначно. Фон и объекты локаций каждой из девяти миссий прорисованы тщательно. «Пейзажи» красочны, правда, иногда красочны настолько, что начинаешь скучать по простому небу со звёздами. Но это, как говорится, дело вкуса. А о вкусах не спорят. И если о цветовой палитре можно как-то рассуждать, то красотой механизмов остаётся только восхищаться.

Несколько расстраивает относительная медленность графического «движка». При внешней похожести с «Freelancer», который просто «летает» на моём компьютере, «Хроники Тарр: Призраки Звёзд» умудрялись загрузить мою машину так, что рейтинг FPS падал состояния, при котором играть становится не комфортно.

В целом, разработчики взяли весьма неплохой старт. Игра визуализирована достойно и смотрится как вполне конкурентный продукт в нише космических симуляторов на рынке компьютерных игр. Хочется надеяться, что команда не остановится на достигнутых результатах, и будет продолжать работу над графическим «движком» улучшая его быстродействие, сложность физических процессов и визуальные характеристики.


Музыка и звук.

Игра прекрасна озвучена. Диалоги персонажей произносятся с артистизмом. Начинаешь поневоле привыкать к характеру и тембру голосов персонажей, что заставляет забываться и верить в реальность происходящих на экране событий. Например (фанатам не кипятиться), в русской версии «X3: Reunion», выпущенной компанией «Новый Диск», озвучивание персонажей реализовано хуже. Чувствуешь себя Станиславским, потому как не веришь репликам персонажей. Здесь же, наоборот. Мне это чем-то озвучивание «Хроники Тарр: Призраки Звёзд», с точки зрения профессионализма и артистизма, напомнило диалоги персонажей в старом добром Starcraft компании Blizzard. Можно считать это комплиментом.

Звуки прописаны замечательно. Всё звучит вполне техногенно и «по-космически». Звуки лазеров, ракет, даже клики мышки в меню – всё ласкает слух виртуального пилота. Кроме того, мной была замечена интересная особенность. В игре существуют звуки имитирующие эфир: «потрескивание» раций, звуки далёких выстрелов и взрывов, голоса других пилотов в эфире. Так вот, очень часто в эфире раздаётся женский голос произносящий What’s going on here? При чём мне кажется, что я уже где-то слышал именно этот голос и именно эту фразу. Кстати, непонятно, зачем было в полностью русскую версию игры вставлять английскую речь? Впрочем, пути создателей неисповедимы.

Особых нареканий (как и восторгов) музыкальное оформление игры не вызвало. Музыка ровная, качественная и вполне интерактивно вписывающаяся в общую канву сюжетной линии. Если в сериях игр о вселенной Х компании Egosoft музыку можно слушать отдельно от игры и наслаждаться, то здесь музыкальное сопровождение фоновое, как у «Freelancer».

Настройки звука, мягко говоря, лаконичны: тише — громче. При чём настраивается весь звук сразу. И музыка, и звуки заднего плана, и речь, и эффекты выстрелов. Справедливости ради отмечу, что звук сбалансирован, а музыку отдельно вы всё равно, скорее всего, слушать не захотите. Так что вроде бы и нормально такое вот решение с настройками.


Резюме

Что же сказать в итоге. Весьма неплохая игра. Хитом её назвать нельзя, хотя бы потому, что после прохождения не хочется играть в неё снова и снова. Ролевой компонент игры (развитие своего корабля) в который ты начинаешь вникать только к последним миссиям, перестаёт быть нужным – в игре нет продолжения. После прохождения сюжета тебя не отпускают в свободное плаванье, тебе предлагают начать новую игру. А этого не хочется. Зачем? Сюжет уже известен. А просто как аркада игра, на мой взгляд, не совсем удалась.

Что ж, остаётся надеяться, что игровая вселенная созданная разработчиками не канет в Лету, что авторы доработают сюжет и добавят недостающих компонентов, чтобы приготовить новую и ещё более увлекательную игру в столь любимом всеми нами жанре космических симуляторов.

 
Ivory
К началу раздела | Наверх страницы Сообщить об ошибке
Хроники Тарр - Рецензия
Все документы раздела: Описание | Рецензии | FAQ | Сюжет | Корабли | Manual | Скриншоты | Постеры | Арт | Обои | Файлы | Конкурс |


Дизайн Elite Games V5 beta.18
EGM Elite Games Manager v5.17 02.05.2010