![]() |
|
![]() |
![]() |
Новости | Конференция | Чат | База данных | Творчество | Сообщество | О сайте | English |
![]() |
Помощь сайту |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап пятый Станции нового поколения Уже на начальном этапе работ на станциях первого поколения стало ясно, что их возможности ограничены запасами расходуемых компонентов. Одновременно в двух ОКБ, возглавляемых В.П.Мишиным и В.Н.Челомеем, появилась идея создания станции с двумя стыковочными узлами и возможностью дозаправки ДУ топливом в полете. Однако реализовать эту идею, продолжая перетягивать туда-сюда ресурсы, оказалось невозможным, поэтому было решено на базе первого филиала ЦКБМ создать самостоятельное КБ «Салют», которому и передали наработки по обоим проектам ДОС и ОПС. Тем не менее, ЦКБМ успело приготовить к запуску ОПС-4 «Алмаз-4» (в случае успешного запуска в 1979-1980 гг. эта станция получила бы наименование «Салют-7» или «Салют-8». Она имела два стыковочных агрегата один для приема ТКС, а другой для кораблей «Союз»), оснащенную значительно более совершенным комплектом аппаратуры, и имевшую продленное время существования и улучшенные характеристики. Однако затяжка программы «Алмаз», и последующее ее закрытие, не позволили реализовать возможности нового аппарата. Хотя он послужил основой для новой автоматической станции «Алмаз». Челомей не хотел так просто сдаваться, и вышел с предложением о разработке тяжелой усовершенствованной ОПС с двумя стыковочными агрегатами. Наиболее важной отличительной чертой этого проекта было то, что экипаж из 4-5 человек должен был выводиться совместно с ОПС в возвращаемом аппарате больших размеров, установленном в передней части станции. Дальнейшая работа ОПС должна была обеспечиваться запусками ТКС, которые могли причаливать к двум стыковочным агрегатам станции. Для запуска такой ОПС предполагалось разработать специальную ракету-носитель (РН) грузоподъемностью свыше 35 т. Увы, средств для финансирования проекта нового носителя и ОПС не нашлось, и работы по пилотируемым станциям «Алмаз» к 1978 г. были закрыты. В СССР продолжалась только одна программа создания пилотируемых станций, в которой участвовало НПО «Энергия», преобразованное из ЦКБЭМ и КБ «Салют», создавшими орбитальную станцию третьего поколения «Мир», которая была выведена на орбиту 20-го февраля 1986 года. А пока вернемся к ОПС «Алмаз», на этот раз в беспилотном варианте. За счет отказа от систем, связанных с пребыванием на станции космонавтов, на станции удалось разместить большой комплекс аппаратуры для дистанционного исследования Земли, в том числе уникальный радиолокатор бокового обзора с высоким разрешением. Подготовленная к старту в 1981 г., автоматическая станция «Алмаз» пролежала в одном из цехов монтажно-испытательного корпуса космодрома Байконур до 1985 г. После многолетних задержек, не связанных с работами по ОПС, была предпринята попытка запуска этой станции, оказавшаяся неудачной из-за отказа системы управления РН «Протон». Однако 18-го июля 1987 год все же состоялся удачный запуск автоматического варианта ОПС «Алмаз», который получил обозначение «Космос-1870». Высококачественные радиолокационные изображения земной поверхности, полученные со спутника, были использованы в интересах обороны и народного хозяйства СССР. Наконец 31-го марта 1991 года модифицированный автоматический вариант ОПС со значительно улучшенными характеристиками бортовой аппаратуры был выведен на орбиту под своим настоящим именем «Алмаз-1». Так завершилась целая эпоха одной из самых секретных станций Советского Союза… ![]() Рис. 8. Автоматическая станция «Алмаз-1»: 1 — антенны сброса информации на Землю; 2 — дополнительный бак с топливом для ДУ, 3 — модифицированный вариант ОПС «Алмаз»; 4 — солнечные батареи; 5 — радиолокатор бокового обзора; б — антенна сброса информации через спутник-ретранслятор Этап шестой Эволюция Салюта Новое КБ «Салют», не теряя времени даром, приступило к разработке станции «Салют-6» совершено новаторской по своей структуре, и с гораздо большим времени жизни. Запуск станции состоялся 29-го сентября 1977 года. Основные изменения в конструкции и системах станций были предусмотрены с целью увеличения продолжительности работы в пилотируемом режиме и объема проводимых исследований и экспериментов. На агрегатном отсеке станции были установлены: второй стыковочный узел, связанный с рабочим отсеком герметичной промежуточной камерой, новая объединенная двигательная установка, которая может многократно заправляться в полете, дополнительная аппаратура, обеспечивающая возможность автоматического сближения и причаливания транспортных кораблей к станции со стороны агрегатного отсека. ![]() Рис. 9. Снимок ОКС «Салют-6» с пристыкованными кораблями Союз и ТКС. ![]() Рис. 10. Станция «Салют-6». На станции «Салют-6», впервые стали возможны экспедиции продолжительностью до полугода (ставшие сегодня стандартными). Впервые экипажи возвращались на другом КК. Впервые в космос полетели международные экипажи. Впервые командир КК не всегда был и командиром ОКС произошло разделение на ЭО (экспедиции основные) и ЭП (экспедиции посещения). На станции проводилось множество различных исследований, вот основные из них: Физика и астрофизика. Исследовались астрофизические источники в ультрафиолетовом, инфракрасном, сантиметровом и радиодиапазонах (субмиллиметровый телескоп БСТ-1М, радиотелескоп КРТ-10 с диаметром зеркала 10 м), оценивалось пробивное действие микрометеоритов (аппаратура ММК-1). Природные ресурсы Земли. Велись наблюдения и фотографирование поверхности Земли в интересах геологии, геодезии, географии, метеорологии, океанографии, мелиорации, сельского, лесного и рыбного хозяйств, использовались прецизионный 6-объективный фотоаппарат МКФ-6М, фотоаппарат КАТЭ-140 и комплект ручных оптических приборов визуального наблюдения. Исследовалось излучение земной поверхности (телескоп БCT-1M, спектрометрическая аппаратура «Микрон», ИК-спектрометр ФМ-107, УФ-радиометр ФМ-4УФ) с целью изучения динамики перераспределения водяного пара в атмосфере и т. п. Медико-биологические исследования. Изучалось влияние факторов длительного космического полета на организм человека (аппаратура «Полином-2М», «Левкой-2М», «Тонометр», «Резеда-2М», «Импульс», «Плотность», «Радуга», «Кресло», «Бегущая дорожка», «Тонус», пневмовакуумный костюм «Чибис» и др.). Исследовались процессы развития различных биологических объектов (аппаратура «Медуза», «Малахит-2», «Рост растений», «Электропотенциал», «Трек» и др.). Отработка новых систем, приборов и технологических процессов. Исследовалась технология получения новых монокристаллических, полупроводниковых, оптических и других материалов в условиях невесомости (установки «Сплав-01», «Кристалл», «Пион») и технология нанесения покрытий различного назначения (аппаратура «Испаритель»). Отрабатывались новая двигательная установка, процесс дозаправки станции топливом и пополнения расходуемыми материалами с помощью космического корабля «Прогресс», новая система активного охлаждения, режим экономичной орбитальной ориентации и т. п. Проведены операции в открытом космосе и ремонтно-профилактические работы. «Салют-6» стала первой станцией к которой причалил Челомеевский транспортный корабль снабжения ТКС-2 ("Космос-1267") стартовавший 25 апреля 1981 года. После автономного испытательного полета и отделения возвращаемого аппарата для спуска, функциональный-грузовой блок ТКС 19 июня 1981 года успешно состыковался со станцией и принял на себя управление первым почти 40-тонным орбитальным комплексом. В дальнейшем он же обеспечил сход комплекса с орбиты 29 июня 1982 года. Уникальность этого запуска была в том, что у уже устаревшего ТКС был другой стыковочный узел. Но чтобы не закрывать перспективный проект, хоть и связанный с уже устаревшей станцией «Алмаз», специалистами КБ «Салют» было найдено красивое техническое решение совместить узлы через специальную дополнительную насадку, доставленную на станцию и установленную космонавтами в ее приемном конусе, а стыковку произвести без образования внутреннего герметичного перехода между аппаратами. Несомненно главным было число побывавших на станции экспедиций, а их было целых десять. Не будем расписывать каждую экспедицию в деталях (о составах экспедиций можно узнать здесь http://www.epizodsspace.narod.ru/ekip/oks76-80.html). Кстати любопытным фактом стали разгоревшиеся летом 1977 года ожесточённые споры по вопросу о том, представитель какой страны должен лететь первым. Споры были жаркими и долгими. Единодушия не было и среди советских руководителей. В конце концов, остановились на следующей последовательности: Чехословакия, Польша, ГДР. Так же специально для станции «Салют-6» были разработаны более дешевые, чем ТКС, грузовые корабли «Прогресс». 22 января 1978 г. была осуществлена стыковка грузового транспортного корабля «Прогресс-1» с пилотируемым комплексом «Салют-6» «Союз-27». Надежно отслужив почти 6 лет, станция была затоплена в океане, уступив место следующей. Орбитальная станция «Салют-7» была выведена на орбиту 19 апреля 1982 года ракетой-носителем «Протон». ![]() Рис. 11. Фотография ОКС «Салют-7» ![]() Рис. 12. Рисунок ОКС «Салют-7» с пристыкованными ТКС и КК 7К-Т ![]() Рис. 13. Орбитальный научно-исследовательский комплекс «Салют-7» «Союз-Т» «Прогресс» 1 – Антенны системы сближения, 2 – иллюминатор, 3 – дополнительные панели солнечных батарей, 4 – солнечная батарея, 5 – поручни, 6 – спальное место космонавта, 7 – контейнеры с пищевыми рационами, 8 – промежуточная камера, 9 – автоматический грузовой космический корабль «Прогресс», 10 – доставляемый груз, 11 – мишень для визуального наблюдения при ручной стыковке, 12 агрегатный отсек, 13 – туалет, 14 – отсек научной аппаратуры, 15 – душевая установка, 16 – многозональная фотокамера МКФ-6М, 17 – рабочий отсек, 18 – крышка люка, 19 – центральный пульт управления, 20 пульт управления системой выхода в открытый космос, 21 – скафандр, 22 – люк выхода в открытый космос, 23 – переходный отсек, 24 – оптический визир спускаемого аппарата, 25 – солнечная батарея, 26 – пилотируемый космический корабль «Союз Т». В конструктивном отношении станция «Салют-7» представляет усовершенствованную станцию «Салют-6», хорошо зарекомендовавшую себя во время длительного космического полета, и подтвердившую возможность создания на орбите длительно существующих пилотируемых космических комплексов. По сравнению со станцией «Салют-6», в конструкцию станции «Салют-7» введены следующие изменения: установлен фрезерованный стыковочный узел вместо сварного, что повысило надежность стыковочного устройства, обеспечило возможность стыковки со станцией более тяжелых объектов, а также большего (по сравнению со станцией «Салют-6») числа грузовых и транспортных кораблей; установлены крышки и бленды на ряд иллюминаторов, с некоторых иллюминаторов сняты покрытия, что позволило продлить их срок службы, улучшить оптические характеристики; доработаны рабочие места космонавтов, доработана конструкция станции под установку приборов и агрегатов, что позволило улучшить эксплуатационные характеристики станции, повысило ее комфортабельность и способствовало успешному осуществлению международной и смешанной экспедиций посещения, когда на станции впервые работали 5 космонавтов; на наружной поверхности станции установлено специальное крепление, обеспечивающее фиксацию космонавта при выходе в открытый космос; запланировано наращивание солнечных батарей путем монтажа дополнительных панелей, что позволило бы компенсировать падение мощности системы электропитания при длительной работе солнечных батарей в условиях космического пространства, и сохраняло ее номинальное значение до завершающего этапа эксплуатации станции. Всего на «Салют-7» было отправлено 7 экспедиций, самая длительная из которых продолжалась 237 суток космонавты Л.Кизим, В.Соловьёв и О.Атьков. Хотя изначально планировалось как минимум 9 экспедиций, причем, состав восьмой экспедиции должен был быть чисто женский, С.Савицкая, Е.Иванова и Е.Доброквашина. 11-го февраля 1985 года на станции произошла авария. Полностью разрядились аккумуляторные батареи, и связь с ОКС была потеряна. Для устранения неисправности была сформирована специальная ремонтная экспедиция. В.Джанибеков и В.Савиных стартовали 6-го июня 1985 года на корабле «СоюзТ-13» и успешно восстановили работоспособность станции. Однако злой рок уже сгустил свои тучи над станцией и четвертая экспедиция, посланная 17-го сентября 1985 года, так и не выполнила своей программы капитан экспедиции В.Васютин серьёзно заболел и экипаж срочно вернулся на Землю. На переведенной в автономной режим станции снова начались неполадки. А так как близился запуск новой станции «Мир», на «Салют-7» махнули рукой было решено просто законсервировать станцию до 2000 года. Для этого станция «Салют-7» с помощью ТКС-4 «Космос-1686» с 19-го по 22-е августа 1986 была переведена на высокую (500 км) орбиту. Но в феврале 1991 года в результате сбоя системы 40-тонная конструкция самостоятельно начала неконтролируемый спуск, серьезно напугав всю планету. Катастрофы удалось избежать, и ситуацию взять под частичный контроль, хотя станцию вернуть так и не смогли – ее обломки рухнули в океан. Так завершилась 20-летняя эксплуатация первых советских станций серии «Салют», наполненная своими тайнам, проблемами и, конечно же, победами. Как бы то ни было, но именно эти орбитальные станции стали первыми робкими попытками человека основать поселения в космосе, о которых еще в самом начале ХХ века мечтал Циолковский… При написании использовались материалы с сайтов: http://www.epizodsspace.narod.ru/ http://www.astronaut.ru/ http://space.kursknet.ru/ http://www.spacenews.ru/ http://ru.wikipedia.org Некоторые обозначения: КК космический корабль ОКС орбитальная космическая станция ДОС долговременная космическая станция ОПС орбитальная посещаемая станция ТКС транспортный корабль снабжения ВА возвращаемый аппарат СА спускаемый аппарат ПАО приборно-агрегатный отсек ВВС военно-воздушные силы ЦУП центр управления полетами ОКБ особое конструкторское бюро КБ конструкторское бюро НИИ научно-исследовательский институт ЦКБМ Центральное конструкторское бюро машиностроения ЦКБЭМ Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения ШК шлюзовая камера
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Дизайн Elite Games V5 beta.18 EGM Elite Games Manager v5.17 02.05.2010 |
![]() |