Elite Games - Свобода среди звезд!

Orbiter - Инструктаж

ИНСТРУКТАЖ

Данный раздел содержит пошаговые инструкции для выполнения некоторых сценариев. Во время полета вы можете сохранить текущую стадию полета с помощью клавиш <Ctrl>+<S>, чтобы иметь возможность вернуться к ней в случае необходимости.

Полетное задание 1: Запуск DeltaGlider к МКС

В данном сценарии нашей задачей является запуск космического аппарата класса DeltaGlider с 33-ей взлетно-посадочной полосы Shuttle Landing Facility космодрома Kennedy Space Center, выход на орбиту и стыковка с Международной Космической Станцией (International Space Station, ISS)

- Запустите сценарий «Checklists->DG to ISS». Глайдер находится на ВПП и готов к взлету.

- Возможно, вам придется сдвинуть вниз приборную панель (клавиша «стрелка вниз»), чтобы увидеть собственно взлетно-посадочную полосу. Впрочем, сдвигать ее вниз слишком сильно тоже не стоит — желательно, чтобы в пределах видимости находились хотя бы мультифункциональные дисплеи, поскольку они гораздо информативнее.

- Запуск назначен на MJD 51983.6308 (Дата по Модифицированому Юлианскому календарю, Modified Julian Date, отображаемая в правом верхнем углу экрана, является системой отсчета времени в Orbiter). Времени в вашем распоряжении достаточно. Можно использовать его для ознакомления с приборами. Раздел 8.1 описывает расположение инструментов на приборной панели, раздел 11 посвящен обращению с мультифункциональными дисплеями. Левый дисплей находится в режиме Surface и отображает данные по скорости и высоте. Правый дисплей находится в режиме Map и, как вы наверное уже поняли, отображает развернутую карту поверхности Земли. Ваше текущее местоположение (космодром KSC) отмечено белым крестиком. Желтая кривая представляет собой проекцию орбитальной плоскости МКС на эту карту. С течением времени кривая будет перемещаться по карте, поскольку поверхность Земли перемещается относительно плоскости орбиты МКС.

- Чтобы «перемотать» время к моменту старта, используйте клавишу <T>. Каждое нажатие этой клавиши ускоряет время в 10 раз. Замедление времени осуществляется с помощью клавиши <R>. При «перемотке времени», коеффициент ускорения времени отображается пунктом WRP в правом верхнем углу экрана (Прим. перев. — Ускорением выше 1000x стоит пользоваться разве что при дальних межпланетных перелетах — возможны достаточно серьезные погрешности в вычислениях орбит вблизи планет. Также, можно замедлить время до 0,1 нормы. Однако перематывать его обратно нельзя)

- Дождавшись стартового «окна» (промежутка времени, на которое назначен старт), включите маршевый двигатель на полную тягу (<Ctrl>+<Num +> либо слайдером посередине приборной панели. Если есть джойстик с ручкой газа, можно использовать и ее).

- На скорости 100 м/с, плавно увеличьте тангаж до 10° (<Num 2>).

- Уберите шасси (<G>).

- Разверните глайдер на курс 140°.

- Плавно увеличьте тангаж до 70°.

- На высоте порядка 30 км атмосферные рули начнут отказывать из-за недостаточного атмосферного давления. Перейдите в режим управления маневренными движками, включив систему реактивного контроля (Reaction Control System, или RCS) с помощью тумблера «RCS Mode» в левой части приборной панели (либо с помощью клавиш <Ctrl>+<Num />).

- Уменьшите тангаж до 20°. Покинув плотные слои атмосферы, мы начинаем набирать тангенциальную скорость для выхода на орбиту. Индикатор направления полета (крестик в кружочке (как эту заразу сюда вставить?)) не должен опускаться ниже нуля градусов.

- Переключите правый дисплей в режим Orbit (<RShift>+<O>). Нажатием <RShift>+<P> выберите проекцию на плоскость орбиты корабля (Projection: Ship). Задайте МКС в качестве целевой орбиты (нажмите <RShift>+<T> и выберите ISS из меню. Либо просто впишите «ISS» и нажмите <Enter>. Учтите, что в текущей версии Orbiter станции имплементированы как корабли, поэтому ISS будет находиться в подкатегории меню Ships, а не Spacestations).

- При необходимости измените угол тангажа так, чтобы индикатор направления полета висел чуть выше 0°. Удерживайте курс 140°. Следите за правым дисплеем. Продолжайте идти на максимальной тяге, пока апоцентр (наивысшая точка вашей орбиты, параметр ApD в левой колонке правого дисплея) не достигнет 6.731M, что соответствует 360 км.

- Выключите двигатели. Важно отключить их действительно полностью, и не включить при этом Retro — поскольку даже «небольшое» ускорение может сильно покорежить нам орбиту. Теперь мы должны по инерции долететь до апоцентра. Поскольку это займет порядка 45 минут реального времени (параметр ApT показывает время до достижения апоцентра, в секундах), стоит использовать «перемотку», только осторожно.

- На подлете к апоцентру включите режим Prograde автопилота (белая кнопка на приборной панели либо <[> на клавиатуре). Автопилот развернет корабль строго по вектору орбитального движения и продолжит удерживать его в этом положении пока не будет отключен.

- В апоцентре вновь включите двигатели на полную тягу. Наша цель в данный момент — сделать орбиту круговой. Выключите двигатель как только ексцентриситет (Ecc) достигнет минимума, а перицентр сравняется с апоцентром. Поскольку это должно произойти достаточно быстро, стоит использовать клавишу <Num +> вместо <Ctrl>+<Num +>.

- Переключите основной дисплей (HUD) в режим Orbital, пару раз нажав <H>.

- Переключите левый дисплей в режим Align Orbital Plane (<LShift>+<A>). Выберите МКС в качестве целевой орбиты (<LShift>+<T>, «ISS»). По идее орбитальные плоскости должны практически совпадать (RInc порядка 5°). Теперь необходимо точно их совместить.

- Совмещение плоскостей орбит выполняется в точках их пересечения (почему — отдельная статья (будет )). Таких точек на орбите, как и следовало ожидать, две. Одна из них называется восходящий узел (ascending node, AN) — это там, где наша орбита «поднимается над» целевой. Вторая точка — нисходящий узел (descending node, DN) — там, где наша орбита «ныряет под» целевую. Подлетая к восходящему узлу надо поворачиваться на антинормаль к орбите, в нисходящем — наоборот, просто на нормаль. Данные маневры, как правило, выполняются на автопилоте, который активируется соответствующими кнопками на приборной панели (как и в случае с разворотом на Prograde), либо клавишами <;>/<'> (нормаль/антинормаль соответственно).

- Как только на левом дисплее начнет мигать надпись «Engage engines», включите двигатели на полную тягу. RIcn (Relative Inclination, угол между плоскостями орбит) должен начать уменьшаться.

- Чтобы плоскости считались выровненными, необходимо уменьшить RInc до порядка 0,5°. Возможно, это не удастся сделать с первого раза. Если на дисплее появилась надпись «Kill thrust», отключите тягу и повторите маневр в следующем узле. Не забудьте поменять нормаль.

- Теперь, когда плоскости выровнены, вашей целью является синхронизировать орбиты, то есть оказаться в той же точке, что и МКС, одновременно с ней. Включите Sync Orbit MFD <Shift>+<Y>. Выберите Intercept 1 или Intercept 2 в качестве опорной точки (<Shift>+<M>). Если вдруг орбиты вообще не пересекаются, выберите Sh periapsis.

- Значения в правой части дисплея означают время, необходимое вам (Sh-ToR) и цели (Tg-ToR), чтобы достичь выбранной точки на протяжении следующих четырех витков. Разверните глайдер на прогрейд и отработайте двигателем так, чтобы один из Sh-ToR равнялся Tg-ToR. После этого ждем положенное количество витков (скорее всего хватит одного) — и оказываемся рядом со станцией.

- Теперь необходимо настроиться на частоту станции. Переключите один из дисплеев в режим Comm MFD (<Ctrl>+<C>). Настройте приемник NAV1 на 131.30кГц — частоту станции — и NAV2 на 137.40кГц, частоту шлюза.

- Переключите основной дисплей, HUD, в режим стыковки, Docking (<H> два раза). Также переключите в режим Docking один из MFD — <Shift>+<D>. И HUD, и MFD должны быть привязаны на NAV1. <Ctrl>+<R> выбирает частоту HUD, <Shift>+<N> — частоту MFD.

- Теперь крестик в кружочке обозначает направление вектора, противоположного вектору вашей скорости относительно станции, а число под ним — саму скорость. Таким образом — поскольку мы хотим пристыковаться к МКС — разворачиваемся носом на кружочек и даем полный вперед пока относительная скорость не станет равна нулю. Теперь разворачиваемся по направлению к станции и даем короткий импульс в ее направлении — стыковка это достаточно тонкий маневр, и спешить при ней не стоит. Имеет смысл даже использовать маневровые движки в режиме translation вместо маршевых, которые очень быстро развивающие сумасшедшую скорость, которую снова придется гасить. Для ускорения процесса лучше использовать «перемотку» времени. Для переключения режимов маневровых движков используется <Num />.

- Приблизившись к станции километров на пять, переключите HUD и MFD на NAV2. Система IDS первого шлюза начнет передавать телеметрию на MFD и HUD. В результате на MFD появятся крестик, плюсик стрелочка и кружочек, а HUD прорисует виртуальный коридор, через который надо пролететь перед стыковкой. Строго говоря, проверка прохождения через этот коридор не проводится, и в принципе через него лететь необязательно. Но крайне желательно, ибо так легче и удобнее. Поэтому летим к дальнему концу коридора и зависаем неподвижно относительно станции. Теперь все внимание обращено на дисплей стыковки

- Итак. Диагональный крест Х — направление вдоль шлюза. Если вы хотите пристыковаться не криво и боком, а красиво и прямо, то в первую очередь нужно загнать его в центр, вращая корабль вокруг своих осей маневровыми движками в режиме rotation. Теперь в режиме translation туда же надо загнать плюсик (направление на док) и стрелочку (честно говоря не понял что она символизирует, но ее тоже в центр). Открываем носовой конус (<K>), обнажая стыковочный механизм корабля. Теперь даем самый малый вперед, лучше всего опять-таки маневровыми в режиме translation (скорость при стыковке не должна превышать 0,1 м/с, иначе корабль пролетит сквозь станцию). По мере приближения к шлюзу кружок начнет уменьшаться, а плюсики, стрелочки и прочая — разбегаться из центра кто куда. Цель — удержать плюсик внутри кружочка любой ценой. Потому что кружочек — это сечение конуса, в котором должен находиться корабль, чтобы быть перед доком. И если плюсик, который направление на док, вылез из кружочка, который конус стыковки, то это означает что мы от дока сбоку, и пристыковаться, естественно, не можем. Подсказка — попробуйте удерживать плюсик на конце стрелочки. Помогает. И интервал обновления экранов MFD стоит поставить не больше секунды, а лучше — меньше. Удачи вам и терпения в этом нелегком деле.

- Как только на дисплее появится надпись DOCKED, это будет означать, что вы успешно пристыковались.


Смена орбиты. Стыковка с космической станцией Мир.

В этом сценарии нашей задачей будет отстыковаться от МКС и, выполнив поворот орбиты, совершить стыковку с космической станцией Мир, которая все еще находится на земной орбите в виртуальной вселенной Orbiter.

Правда, эта орбита теперь лежит на плоскости эклиптики. Благодаря этому Мир в Orbiter является идеальным транзитным пунктом для дозаправки перед межпланетными перелетами. Однако это также означает очень большой наклон ее орбиты по отношению к орбите МКС, на которой мы в данный момент находимся. В результате, вращение плоскости орбиты, являющееся вообще одним из наиболее топливоемких маневров, в данном случае по расходу горючего становится сравним с выходом на орбиту.

- Запустите сценарий Checklists\ISS to Mir. Наш глайдер пристыкован к Международной Космической Станции.
- Нажмите <F1> для переключения в режим «вид из кабины».
- Нажмите <RShift>+<T> и выберите MIR в качестве целевой орбиты.
- Как уже говорилось, орбиты Мир и МКС сильно наклонены относительно друг друга. Активируйте Align planes MFD нажатием <LShift>+<A>, после чего с помощью <LShift>+<T> сделайте орбиту Мира целевой и для этого дисплея.
- Отстыкуйтесь от МКС (<Ctrl>+<D>). Закройте защитный конус стыковочного узла (<K>).
- Переключите HUD в режим Orbit (<H>).
- Первый этап коррекции произодет в нисходящем узле. Используйте «перемотку времени», пока время до начала маневра (значение Tn на левом дисплее) не будет равно 500 секундам.
- С помощью автопилота разверните корабль на нормаль.
- Включите маршевые двигатели когда на левом дисплее замигает надпись «Engage engines».
- Выключите двигатели при появлении надписи «Kill thrust». Одной коррекции вряд ли будет достаточно, поэтому в восходящем узле маневр придется повторить — не забыв развернуться на антинормаль. Также, поскольку коррекция будет длиться достаточно долго (около пятнадцати минут), имеет смысл использовать «перемотку времени», но очень недолго — при WRP=100x весь маневр займет меньше девяти секунд!
- Когда RInc будет находиться в пределах 0.5°, коррекцию плоскости орбиты можно будет считать завершенной. Активируйте Sync MFD (<LShift>+<Y>) и с его помощью синхронизируйте орбиты. Процедура та же, что и в предыдущем сценарии.
- Перед стыковкой настройте NAV1 на частоту станции Мир, 132.10 кГц, и NAV2 на частоту первого шлюза, 135.00 кГц. Переведите HUD и один из мультифункциональных дисплеев в режим Docking (<H> два раза, <Shift>+<D>). Настройте их на NAV1. Выполните процедуру стыковки. Не забудьте открыть стыковочный узел (<K>).

Сход с орбиты. Возврат на космодром Kennedy Space Center.

Завершающий сценарий. Возвращение на исходную точку.

- Запустите сценарий Checklists\Deorbit. Мы пристыкованы к орбитальной станции Мир и в данный момент находимся над Тихим Океаном. Если мы собираемся приземлиться именно на космодроме им. Кеннеди, то пора сходить с орбиты.
- Отстыкуйтесь (<Ctrl>+<D>) и на несколько секунд включите двигатели обратного импульса (<Num ->), чтобы отдалиться от станции.
- Закройте защитный конус стыковочного узла.
- Развернитесь retrograde (двигателями против орбитального движения), клавиша <]>.
- Когда положение корабля стабилизируется, а станция отдалится на безопасное расстояние, включите маршевые движки.
- Выключите двигатель, когда перицентр (PeD на левом дисплее) достигнет 5.600M.
- Разверните корабль на prograde (<[>). Когда положение стабилизируется, переключите автопилот в режим level horizon (<L>).
- Переключите HUD и левый MFD в режим Surface (<H>, <LShift>+<S>)
- Вы должны достичь высоты 100 км на расстоянии порядка 4000 км от космодрома (Dst: 4.000M на правом дисплее). На этой высоте находится верхняя граница стратосферы. Благодаря дикой скорости нашего глайдера сопротивление воздуха уже здесь становится вполне ощутимым.
- На высоте 50 км отключите маневровые движки (<Ctrl>+<Num />), убедившись, что тумблер AF CTRL (атмосферные рули) находится в положении ON. Выключите автопилот (<L>).
- Глайдер имеет очень низкий коеффициент атмосферного сопротивления и очень высокую подъемную силу. Поэтому чтобы сбросить скорость и высоту необходимо выполнять крен влево-вправо (то есть лететь «змейкой»), причем на очень большие углы. На данный момент наш курс проходит южнее космодрома ЛЫС, поэтому для начала выполняем крен влево на 90°.
- Чем больше крен, тем быстрее вы теряете высоту и скорость. Поэтому если слишком перестараться с атмосферным торможением, то можно и не долететь. С другой стороны, если тормозить вяло, то можно и пролететь мимо космодрома. Мастерство торможения приходит с опытом и практикой Вообще говоря, DeltaGlider это не Atlantis, и ошибки при его пилотировании не столь критичны — в крайнем случае при недолете можно дотянуть до космодрома и на маршевых движках Однако все же стоит стараться выйти хотя бы приблизительно в заданный район.
- Когда вы приблизитесь к космодрому километров на 500, настройте NAV1 на 112.70 кГц, а NAV2 на 134.20 (общая частота космодрома и частота 33-ей полосы соответственно). После этого переключите правый дисплей в режим HSI (<RShift>+<H>) и настройте его на NAV2 (<RShift>+<F>, <RShift>+<N>).
- Корректируйте курс, используя индикаторы HSI MFD. Они работают так же как в обычных самолетах (хорошо сказал. как будто я знаю как они там работают).
- Выпустите шасси (<G>). При необходимости используйте воздушный тормоз (по-моему он как-то называется по-русски, но я не помню, как) (<B> или <Ctrl>+<B>). Скорость при посадке должна быть в районе 150 м/с.
- Используйте тормоза шасси (<,> и <.>) чтобы полностью остановиться.
- Поздравляем! Вы только что завершили свой первый виртуальный полет в космос!

 
IgoryanSS
К началу раздела | Наверх страницы Сообщить об ошибке
Orbiter - Инструктаж
Все документы раздела: Вступительная статья | Словарь | FAQ | Скриншоты | Документация | Файлы | Ссылки |


Дизайн Elite Games V5 beta.18
EGM Elite Games Manager v5.17 02.05.2010