![]() |
|
![]() |
![]() |
Новости | Конференция | Чат | База данных | Творчество | Сообщество | О сайте | English |
![]() |
Помощь сайту |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПЕРКУССИЯ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Урок 1. Создание простого ритма. Введение. Данный урок, является вводной частью к серии последующих уроков. Урок рассчитан на низкий уровень музыкальной грамотности и будет служить базисом, в котором оговариваются основные понятия следующих уроков. Поскольку сам автор не имеет музыкального образования по классу какого-либо перкуссионного инструмента, термины могут разниться с общепринятыми в музыкальной литературе. Уроки основаны на личных знаниях автора и не претендуют ни на абсолютную правильность, ни на оригинальность. Цель серии уроков – научить аранжировке перкуссионной части музыкального произведения. Итак, начнём с того, музыка – это ноты звучащие во времени. Как, например, произносимые слова. Ноты складываются в музыкальные фразы, фразы – в предложения, предложения в тему. Как и слова имеют ударные и безударные слоги, так и внутри нот существуют сильно «произносимые» и «слабопроизносимые»: сильные доли и слабые доли. Количество сильных долей и длительность промежутков между сильными долями определяют музыкальный размер внутри такта. Такт является минимальной структурной единицей, делящей музыкальное произведение. Самым часто употребляемым музыкальным размером является 4/4 (четыре четверти). Далее примеры в уроках будут приводится в контексте именно этого размера. «Четыре четверти» означает, что сильных долей в такте четыре. И они имеют длительность равную ¼ такта. Из математики мы знаем: 4/4=1. Таким образом, говоря о длительности нот, будем иметь в виду, что за единицу мы принимаем 1 такт в размере 4/4. Ноты, как и слова, могут произноситься быстрее и медленнее. Между ними могут быть паузы. Основные виды длительности нот: Целая – длится целый такт Половинная – длится половину такта Четвертая – длится соответственно четверть такта Восьмая – таких нот в такте помещается восемь Шестнадцатая таких нот в такте помещается шестнадцать Существуют и более мелкие длительности, и полуторные длительности, но они употребляются реже, о них я расскажу позже. Существуют укороченные размеры, например ¾ (целая нота не помещается в рамках такта). Для наглядности я представил такт как полоску, разделённую на 16 равных частей (по количеству самых коротких по длительности нот в примерах). ![]() Для удобства нечётные длительности я закрасил серым цветом, чтобы длительности не сливались. Таким образом, при размере 4/ 4 сильная доля будет приходиться на 1-й, 5-й, 9-й и 13-й отрезок. ![]() Практикум. Темп – обычно темп обозначают цифрой, которая говорит о том, сколько раз в минуту успеет прозвучать основная длительность размера. В нашем случае это четвёртая нота. В качестве примера я взял 120 ударов в минуту. Традиционно, в современной музыке главным барабаном является бас-бочка, или просто «бочка», или kick drum. Этот барабан задаёт базовую пульсацию. В большинстве произведений бас-бочка ставится в первой и третьей доле такта. Черным цветом я залил места, где обычно ставиться бочка. Схематично это будет выглядеть так: Ритмическая фигура бас-бочки 1 ![]() Вторым по значимости в ритме является «рабочий», или «малый» барабан, или snare. Он обычно ставится во 2-й и 4-й доле: Ритмическая фигура малого барабана 1 ![]() Проиграв это всё вместе, мы получим простенький ритм: Ритм 1 Бас бочка: ![]() Малый барабан: ![]() Рисунок довольно монотонный. Чтобы его разнообразить, создадим ещё один, в котором добавим «эхо удар» бас бочки: ![]() Ритмическая фигура бас-бочки 2 Следует обратить внимание, что для достижения эффекта «эхо» надо сделать последний удар чуть тише предыдущего. Теперь чередуя 1-ю и 2-ю ритмовую фигуру бас-бочки – получим усложнённый Ритм 2 Но и этот ритм достаточно однообразный. Чтобы создать какое-то напряжение, создадим ещё одну фигуру для бас-бочки: Ритмическая фигура бас-бочки 3 ![]() Следует обратить внимание, что один удар смещен с сильной третьей доли. Создаётся синкопа (т.е. смещение ударения с сильной доли), необходимая для ритмического напряжения. Теперь используя ритмические фигуры бас-бочки, создадим 4-х тактовую прогрессию. Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 2 -> Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 3 -> И пока оставляем бас-бочку в покое. Малый барабан ведёт ритмическую фигуру 1 во всех 4-х тактах. Получается такой Ритм 2 Что не так? Давит однообразие рабочего барабана. Создадим дополнительную ритмическую фигуру. Ритмическая фигура малого барабана 2 ![]() Чередуем в 4-х тактовой прогрессии Ритм. Фиг 1 и Ритм Фиг. 2 Как и в случае с бас-бочкой не хватает напряжения. Создаём ещё одну ритмическую фигуру для 4-го такта. Ритмическая фигура малого барабана 3 ![]() Комбинируем из ритмических фигур малого барабана прогрессию: Ритм. Фиг. 2 -> Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 2 -> Ритм. Фиг. 3 -> В итоге, для тех, кто запутался, вся прогрессия выглядит и звучит так: ![]() ![]() Теперь можно приступить к добавлению “металлической перкуссии”. К базовым инструментам отнесём: • открытый «хэт»; • закрытый «хэт»; • цимбал; • реверсивный цимбал. Открытый «хэт» традиционно ставится посередине между сильными долями, т.е. по слабым долям. Вот так: Ритмическая фигура открытого «хэта» 1 ![]() Для того, чтобы избавиться от монотонности, сделаем ещё две вариации ритмической фигуры. Получим: Ритмическая фигура открытого «хэта» 2 ![]() Ритмическая фигура открытого «хэта» 3 ![]() Обратите внимание, что поля отмеченные символом «q», должны воспроизводиться с громкостью около ¾ по сравнению с остальными звуками. Иначе будет звучать слишком монотонно. Прогрессия открытых «хэтов» будет такой: Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 2 -> Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 3 -> В целом должно получиться следующее : ![]() ![]() Закрытый «хэт» создаёт дополнительную пульсацию созданному ритму. Лично я, обычно заполняю все 16 нот. Фокус состоит в том, что у всех нот разная громкость. Вот некоторые примеры ритмических фигур (чем выше столбик, тем выше громкость): Ритмическая фигура закрытого «хэта» 1 ![]() Ритмическая фигура закрытого «хэта» 2 ![]() Можно чередовать эти фигуры в прогрессии: Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 2 -> Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 2 -> Получается вот такой ритм Осталось добавить цимбал. И «реверсный» цимбал. Цимбал используется для создания ритмических акцентов, но так как мелодии пока нет, то расположим его классически – в начале прогрессии. «Реверсный цимбал» расположим в конце прогрессии для создания эффекта «перехода». Получился финальный ритм Не знаю, в какой программе вы делали наброски, но предлагаю сохранить проект. Он понадобится при освоении следующего урока, где я опишу ряд хитростей, связанных с созданием более сложных ритмов. Следующий урок
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Дизайн Elite Games V5 beta.18 EGM Elite Games Manager v5.17 02.05.2010 |
![]() |