Elite Games - Свобода среди звезд!

Игровая башня - Трудно быть богом

ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ


Жанр: RPG-"слэшер"
Разработчик: Burut CT
Издатель в России: Акелла
Официальный сайт игры: http://tbb.akella.com
Дата выхода: 18.10.2007

Минимальная конфигурация (неофициально)

CPU: Pentium 1.6 ГГц или выше
Видеокарта: GeForce 6600 и выше с 128 Мб видеопамяти и поддержкой DirectX9.0c
RAM: 1024 Мб оперативной памяти (2048 Мб для Windows Vista)
Место на жестком диске: 2GB
DVD-ROM дисковод, звуковая карта, клавиатура, мышь.


----"Сталкер", «Обитаемый остров», «Отель <У погибшего альпиниста> »... Честно говоря, когда младший брат, не читавший ничего из Стругацких (да, упустил я что-то в его воспитании), купил себе лицензионный диск с очередной игрой по мотивам их произведений, особого желания играть в нее не было. Все таки редко, очень редко отечественным игроделам удается сделать игру по мотивам книги, тем более хорошей книги, да еще и не вызвать при этом гнева игроков, эту книгу читавших. Да и что можно сделать по мотивам книги, в которой нет ни активных боевых действий, ни головоломного детективного сюжета? Очередной квест? Я не большой поклонник этого жанра. Но любопытство все-таки взяло верх.


----В коробке с надписью «Трудно быть богом» оказалась RPG, продолжающая сюжет книги. RPG с неплохо проработанной системой боя (в том числе и конного), со сменой ролей путем переодевания и еще массой всяких вкусностей. Графический движок, правда, устарел на пару лет, камера практически неуправляема, но разве это в играх главное?

Сюжет

----Как ни странно, порадовало именно то, на что я собирался ругаться. Создатели игры не просто сохранили атмосферу, они воссоздали Арканар таким, каким мы его помним по книге, с точностью копировального аппарата, вплоть до фраз, произносимых трактирщиками. Вам всегда хотелось поохотиться на голых вепрей Ы с бароном Пампой? Пообщаться с доном Кондором и Аратой Красивым? Поговорить с соседями дона Руматы? Узнать как выглядел зверь Пэх? Теперь у вас такая возможность есть. Можно будет даже побеседовать с духом Антона-Руматы, орла нашего дона Ребы и самого пресвятого Мики! Не скажу, что сюжет близок к идеям книги о коммунизме и варварстве, но как версия происходившего в Арканаре он, в целом, неплох.


----Если коротко, действие игры начинается через пару лет после описанных Стругацкими событий. Вы попадаете в Арканар как агент имперской разведки с двумя заданиями — разузнать о судьбе Руматы Эсторского и ликвидировать Арату, захватившего власть в королевстве. На самом деле в Арканаре после инцидента с Руматой наступил полный разброд и шатание, в разных частях королевства власть удерживают разные группировки: монахи, серые, армия Арканарской Вольной Республики (АВР), бароны, разбойники... Во всем этом многообразии игроку и предстоит вариться.
----Сюжет линеен, хотя никто и не навязывает немедленного выполнения сюжетных квестов и даже методов их выполнения — во многих случаях вы можете добиться цели как путем переговоров, так и порубив всех в капусту. Более того, иногда полезно в промежутке выполнить квесты второстепенные или просто заехать в родовой замок баронов Мусиных, порыться в сундуках тайной комнаты перед трудным заданием. Некоторые квесты выполняются на время, в некоторых приходится сопровождать «неписей», на которых то и дело норовят напасть все, кому не лень... В общем, не скучно. К тому же под самый занавес игроку предложат выбрать одну из трех концовок, причем ни одну из них не назовешь «хэппи эндом». Впрочем, если вспомнить книгу, это и не удивительно.

----Интересно реализованы диалоги главного героя с внутренним голосом, хотя они и создают впечатление, что герой страдает тяжелой формой раздвоения личности. Зато в ходе этих диалогов, написанных с некоторой долей юмора, внутренний голос четко и понятно пояснит, куда по сюжету нужно двигаться дальше. Видимо для тех, кто с первого раза не понял. Кстати, диалоги в игре довольно естественны, к тому же хорошо озвучены.
----Мне, конечно, хотелось бы рассмотреть сюжет беспристрастно, но для меня он неразрывно связан с книгой, и, боюсь, мне это не удастся. Судя по длине и крутым поворотам, сюжет должен понравится и тем, кто книги не читал, большего я сказать в этом направлении, наверное, не смогу. Играйте и узнаете.

Графика

----Ну, общий уровень графики вы на скриншотах можете посмотреть. В принципе симпатично, хотя даже до «Готики-3» не дотягивает. Плохо одно — камера. Управлять ею практически невозможно, а сама она принимает такие положения, что иногда и себя-то разглядеть проблематично, не говоря уже о противниках. В сочетании с высокими домами и пышными деревьями, постоянно загораживающими обзор, и сменой времени суток все это сильно портит впечатление. В общем, «Оскар» за худшую работу камеры достается... я так волнуюсь... чертов конверт... Да, это «Трудно быть богом»! Пройдите на сцену за статуэткой.
----Анимация персонажей, напротив, сделана качественно. Иногда хотелось взять в руки пару мечей только для того, чтобы еще раз посмотреть, что вытворяет на экране персонаж, прорубаясь сквозь толпу врагов. Не «Принц Персии», конечно, но это же все-таки РПГ, а не аркада. Поэтому герой не бегает по стенам, не кувыркается и не выделывает других акробатических номеров, но технично, сосредоточенно и эффектно вырубает зло, обильно произрастающее на дорогах Арканара.

Параметры персонажа

----Здесь все сделано классически и без всяких излишеств. Набираем опыт, получаем уровень, распределяем скилы (один пункт на уровень) и параметры (два пункта). Основной источник опыта — квесты, а не убийства (простенький квест «стоит» столько же, сколько полсотни трупов разбойников), так что бегать по лесам в поисках халявной экспы быстро надоедает. Гораздо выгоднее пробежаться по окрестным деревням в поисках новых побочных квестов, кои появляются не все сразу, а по мере прохождения (или с ростом уровня героя, что, в общем, не принципиально).
----Из RPG-составляющей игры авторы выбросили все лишнее. И кое-что не лишнее, на мой взгляд, тоже. У вас есть три вида умений (тяжелое оружие, среднее и легкое), и пять параметров (здоровье, выносливость, дипломатия, медицина и стрелковое оружие). Только не спрашивайте меня, почему стрелковое оружие попало в параметры, а не в умения, я сам в шоке.
----Об оружии мы поговорим позже, обсуждая боевую систему. Остальные же параметры понятны интуитивно: чем больше очков вы вложите в здоровье, тем труднее будет вас убить, чем больше выносливость, тем дольше вы машете мечем в пешем строю (да, это вам не «Диабло», герой переодически устает), медицина помогает эффективнее использовать зелья, а дипломатия — уговаривать «неписей» и получать лучшую цену у торговцев. Здоровье и выносливость, кроме того, можно повысить и перераспределить с помощью найденых или купленных грибов, но удовольствие это не из дешевых. Впрочем, лично я к концу игры по запасам здоровья почти сравнялся со своим боевым Хамахарцем.
----На «вещизме» в игре, в отличие от параметров персонажа, экономить не стали. Вещей в игре не просто много, количество их огромно. Но объясняется это не добротой создателей игры, а одной из ключевых особенностей — возможностью менять роли.

Роли

---- Чтобы сменить роль (по умолчанию все принимают героя за наемника), нужно в пять из шести одежных слотов поместить соответствующую одежду. Одежда состоит из обуви, штанов, легкой брони (рубахи, кольчуги), тяжелой брони, головного убора и плаща.
----Чаще всего смена роли означает, что «бронированность» персонажа уменьшится, т.к. форменным головным убором АВР, например, является берет, который практически не защищает голову. Но создатели игры пришли на помощь игроку, введя еще один слот одежды для плаща. Плащ не защищает принципиально, но может быть тем самым пятым предметом одежды, который нужен, чтобы сменить роль. Мне за игру попались плащи вора, монаха и дона, под которыми удавалось спрятать качественную кирасу на случай, если переговоры пойдут не так, как планировалось.



----Как вы уже, наверное, догадались, смена роли позволяет менять отношение окружающих к вашему персонажу. Одевшись в монаха можно беспрепятственно проходить в логово Святой Церкви, благородные доны не станут говорить с вами, пока вы не оденетесь подобающим образом, а разбойники не нападут на своего.
----Но это еще не все сложности, которые порождает введение в игру ролей. Сменить роль на глазах у всех вы тоже не сможете, что, впрочем, логично — не станете же вы переодеваться посреди улицы. Нужно найти укромное место, где вас никто не увидит (соответствующий индикатор в левом верхнем углу экрана подскажет, где можно).



----Что дает само наличие ролей в игре, думаю, понятно. Иногда они дают возможность выбрать метод выполнения квеста (например, можно по просьбе жителей деревни уговорить разбойников уйти с локации, не превратщая их в фарш), иногда являются дополнительным квестом (тот же барон Пампа не станет с вами говорить, если вы неподобающе одеты), иногда просто позволяют избежать тотальной резни (попробуйте одеться монахом и походить по северному Арканару).
----Итого мы имеем: шесть слотов одежды, шесть ролей (АВР, монах, серый, вор, дон, наемник), несколько уровней бронированности для каждой роли, плюс одежда донов сама по себе разнообразна, может нести герб рода и т.д. Вот уж где раздолье «плюшкиным»!

Оружие, доспехи и боевая система

----Про доспехи мы уже немного поговорили, скажу только, что, как и оружие, доспехи привязаны к уровню героя. Т.е. добыть вы их сможете и в начале игры, а вот пользоваться ими, как сказано в описании, «может только опытный воин». Правда, есть способ обойти и это ограничение — за довольно существенную плату вы можете приобрести набор инструментов, позволяющий переделать доспех или оружие так, чтобы пользоваться им стало легче (уровень, необходимый для использования предмета, снижается на единицу).
----Вообще наборы инструментов позволяют сделать довольно много. Можно увеличить урон (отдельные наборы для разных видов оружия), уменьшить вес (читай — расход энергии), увеличить прочность брони. Жаль только, что на каждый предмет можно использовать лишь один набор для модификации.
----Но, вернемся непосредственно к оружию. Делится оно в игре на четыре вида: стрелковое, легкое, среднее и тяжелое. Каждый вид, в свою очередь, тоже включает несколько групп. Так, легкое оружие включает в себя одиночное и парное (это комплекты, а не просто два одинаковых меча), тяжелое — двуручное и комплект «одноручное+щит», среднее — разного рода копья и шесты. Наращивая умение владеть определенным видом оружия, герой не только увеличивает наносимый этим оружием урон, но и получает возможность наносить новые специальные удары (стрелкового это не касается). Специальные удары не только наносят больший урон, но иногда сбивают противника с ног, позволяя быстро его добить, или пробивают блок.
----Блок занимает существенное место в боевой системе, хотя и применяется в основном в бою «один на один». Ваши противники, кстати, тоже умеют им пользоваться. Ставить блок в толпе врагов бессмысленно — получите удар сзади. Блок имеет и еще одно полезное свойство. Дело в том, что каждый ваш удар отнимает определенное количество сил, выносливость падает, и через какое-то время герой просто остановится, стараясь отдышаться и получая удары от менее уставших противников. Желательно не доводить до этого, вовремя уходя в защиту и восстанавливая таким образом силы.



----Кроме блоков, разных ударов и добиваний вам придется научится маневрировать в пешем бою. Это не так просто как может показаться — при каждом ударе героя по инерции уносит немного вперед, и противник, в которого вы целились, оказывается сбоку. Приходится все время крутиться, но выглядит это довольно естественно, что только добавляет боям интереса.
----Каждый вид оружия дает определенные преимущества: парное оружие позволяет бить сразу в двух направлениях, и очень полезно в толпе, щит — единственное, что может спасти от стрелков, среднее оружие позволяет держать противника на расстоянии, а двуручное — незаменимо в конном бою, т.к. наносит максимальные повреждения.

Конный бой

----Теперь об этом самом конном бое. Этот вид боя вообще редко удостаивают вниманием создатели игр. Вспомните «Oblivion», где приходилось слезать с лошади, чтобы убить какого-нибудь краба. Здесь же — совсем другое дело. Начну с того, что кони бывают разные (и по цене тоже). Скакун обладает большой выносливостью, но малым запасом здоровья, тяжеловоз — наоборот.
----Если со скоростью все понятно, то выносливость в данном случае влияет на время, которое конь может проскакать без остановки (а останавливать коня в бою очень нежелательно). Здоровье же коня тоже вещь немаловажная, так как все повреждения во время конного боя достаются не герою, а коню. Поэтому рекомендую сразу копить на боевого хамахарца — самое страшное оружие и удобный вид транспорта по совместительству.
----Биться на коне тоже нужно уметь. Дело в том, что конь — животное тяжелое, поэтому медленно разгоняется и поворачивается. Бить с коня можно только «по правому борту». Отсюда и тактика — разгонять коня, правя чуть левее группы противников, заранее начиная замах, чтобы к моменту встречи с противником нанести удар. После удара, не останавливая коня, резкий разворот и новый удар. И так до полной и безоговорочной победы над врагами.



----И был бы конь панацеей от любых злодеев, но некоторые из них пользуются арбалетами и прячутся по углам, а монстры так и вообще успевают грызануть коня на ходу. Да и не всегда для конного боя достаточно места. А жаль.
----В общем, бои в игре сделаны, на мой взгляд, достаточно красиво и интересно для RPG.

Всякие полезные мелочи

----Есть в игре и свой аналог «артефактов» или «уникальных предметов». В данном случае это предметы земного происхождения. Чаще всего это копии оружия, распространенного в Арканаре, но с бОльшим уроном и бОльшим расходом сил (видимо для баланса). И лишь под конец игры герою достанутся более серьезные инструменты вроде гранатомета.
----Как я уже упоминал, помимо обычных элексиров, восстанавливающих здоровье и силы, в игре множество разного рода грибов, позволяющих увеличивать и перераспределять эти два параметра перманентно. В этом направлении земляне тоже не отстали от варварского Арканара. Периодически главному герою будут доставаться стимуляторы «мэйд ин Земля», позволяющие легче пережить тяжелые бои.

Резюме

----Если бы не камера, сильные упрощения в RPG-составляющей игры и довольно линейный сюжет, я бы не вылезал из нее гораздо дольше. Да и вообще, есть подозрение, что настоящее удовольствие от игры может получить только человек, прочитавший книгу и желающий узнать «а что же было дальше?» Чувствуется, что книгу создатели игры знали и любили, не зря же они «разукрашивали» созданный Стругацкими мир Арканара, вводя в игру массу пыльных томов в кожаных переплетах, повествующих то о верованиях разных народов, то о географии Империи, то о живущих в этом мире монстрах. Есть даже трактат небезызвестного доктора Будаха о ядах и противоядиях...
----В общем, не смотря на все недостатки, не вижу, почему бы благородному дону, особенно если он слышал о Румате Эсторском и лично знаком с бароном Пампой де Бау, не сыграть в рассматриваемую игру.
Wolvescrush
К началу раздела | Наверх страницы Сообщить об ошибке
Игровая башня - Трудно быть богом
Все документы раздела: Action (14) | RPG (12) | Strategy (5) | Logic (1) | Old Games (2) |


Дизайн Elite Games V5 beta.18
EGM Elite Games Manager v5.17 02.05.2010