Elite Games - Свобода среди звезд!

Игровая башня - High Seas Trader

HIGH SEAS TRADER

Impressions Software, Inc., 1995


80486, 8 Mb памяти, 1 Мб видео. На машинах уровня от PII реально возможна игра только с замедляющей утилитой



Вот было у вас когда-нибудь такое: совершенно незнакомая, случайно попавшая на винчестер игра с первой же попытки вызывает стойкую, почти наркотическую зависимость, удовлетворение которой растягивается на неопределенный срок? А меня вот уже полгода не отпускает High Seas Trader, пятнадцатимегабайтовое чудо, замышлявшееся еще как клон ископаемых Pirates! Причем ухватило оно решительно, не оставив сил и времени на материальные потуги и личную жизнь.

Возможно, виной в этом поистине роскошная идея: морской симулятор, в котором бывалый шкипер различит скорее предка Аскароновичей, нежели идейного Сидова пасынка, с остроумной квестовой каютой-меню и видом «из глаз». Возможно, постаралось исполнение — налицо замечательный образчик Золотого века, когда симпатичные спрайты рисовать уже научились, а неандертальское племя Вуду еще кормило москитов в сельве сумбурных грез ушлых паяльщиков. Причем спрайты не абы какие, как принято у пасынков, а писаные с бесконечной любовью и чувством юмора: в европейском порту вдоль безалаберно опрокинутой, источающей вязкий ром бочки бегает хищная стая крыс, в девственно зелененьком Лагосе вальяжно раскачивается на ветке жирный матерый макак.

Но есть еще одно, главное «возможно». Elite-эффект, неограниченная свобода действий. Причем тутошний дизайнер понимал свободу в куда как более здоровой плоскости, чем стоило бы от него ожидать. Свобода по-сидовски суть лавирование меж островов, марафонские забеги по зеленке за нычком, да плюс еще танцевание губернаторских синьорит и шпажно-рангоутный балет. Право, за такую навязываемую движком с цирковой методичностью либерте не жалко выбить пару челюстей. Здесь же свобода совсем другого толка — весь мир, за единственным досадным исключением великого Пацифика, рассекающие гладь Мирового галионы, нескончаемая война между Голландией и Англией, да объем трюма как единственно сносимые оковы. Понятно, настоящий морской волк не водится вне палубы. Лишь время от времени нужда забрасывает несчастного на колоритный экран города с полудюжиной стандартизированных заведений, шальная мысль же фривольно помесить ботфортами прибрежную гальку, даже не стой за чистоту концепта заботливый штурман, вовсе не забредает в голову.

Все это выливается в чистый океанический геймплей, глубина которого неумело прячется за архаичной графической одежкой. Глубина эта проявляется в возможностях игрока, сфере его занятий. Притом речь вовсе не о надуманных ритуалах ради мебели — здесь жизненное многообразие настолько естественно, что уже через полчаса чувствуешь себя аборигеном кукольного глобуса. Скажем, титулованные дизайнеры любого современного продукта непременно постарались бы сделать невозможным процветание игрока на куцом маршруте «стартовая локация — сарайчик за углом». А здесь ради Бога. В Ла-Манше пиратов вытравили задолго до XVII — купи себе тихоходного бегемота, выкинь половину пушек, вози пугачи из Ливерпуля в Бордо, живи богато и счастливо. Но что это за радость — ощущая затылком дыхание Мира, изображать шофера овощебазы? Нет, мы забьем юркий корвет опиумом в Фу-Чао и метнемся через весь свет растлевать американские колонии. Не потому, что барыш здесь самый большой, а потому что плыть до эпичного долго. По пути дело доходит и до превратностей нелегкого мореторгового быта — матросы на борту имеют свойство кушать, каждый встречный тайфун норовит оборвать брамселя до самой палубы, да еще мадагаскарские братишки так и ждут, когда ты, умный и красивый, намылишься проскочить мимо с их годовым бюджетом в трюме. Ну и как, родной, полагаться на венедский авось будем или отведем драгоценные тонны под набор юного морехода? А ведь десяток-другой опиумных тонн — это твой собственный корабль с полным снаряжением. Очень, знаете ли, приятно, пользователя стимулируют не токмо стандартной алчностью до виртуальных песо, но и здоровым приключенческим азартом.

А еще у нас РПГ-элемент. Целый один. Различают ранги капитанов, единственное назначение которых — заказывать доступ салажьего племени к продвинутым средствам производства. Но чтобы получить погоны, недостаточно просто покормить рыбок португальскими товарищами — предстоит и повозить имперских агентов, и почесать лоб над торговым журналом, и выкупить у тетки в кантине столовый сервиз.

И, конечно, куда в морской игре без политической системы? Последняя служит двоякой цели: пакостить играющему и подкармливать душегубский реестр. Вы не представляете, как это занимательно бывает два месяца дотягивать на разбитом корыте до Кейптауна, каждодневно топя сморщенные трупы своих в мешках, чтобы по прибытии узнать, что отечество теперь с местными воюет, и нам здесь очень рады. Зато когда половина трюма забита картечью, а парусины хватит трижды обернуть Титаник, мы с!радостью солидарим линии партии, расстреливая и обирая политических оппонентов. Хотя каперской бумажки так и не дадут, да.

Знамо, можно найти и недостатки, не без них. Система торговли только делает вид, что подчиняется здоровым рыночным законам, знакомые по экономическим играм случаи вероломства взбалмошного алгоритма спрос-предложения случаются по большим праздникам. Не в плюсы же относим знакомую каждому космосимуляторщику известную однообразность процесса при игре с отключенным в опциях воображением, когда быстро вычисляешь приносящие стабильный доход маршруты, а все виды почтовых спецзаданий пройдены по -дцать раз. Природа-мать тоже с приветом. Мало того, что в подобных играх в принципе не случается считаться с течениями либо переменчивым ветром — здесь еще и годичный штиль во всем мире может приключиться. NPC, как и играющий, честно плавают из порта в порт, и в лакомых уголках карты обитают солидными популяциями, посему далекие паруса на горизонте можно догнать и обезвредить, но надеяться нарваться на полный трюм шелка не приходится — он заполняется едва ли на четверть полезного объема рандомным ворохом всякой всячины. Прокормиться организованной преступной деятельностью теоретически возможно, но здесь это не быстрее и проще, как стоило бы ожидать, а гораздо дольше и труднее честного негоциантства. Аркадной может показаться и система боя — даже самый тяжелый дредноут обладает скоростью и маневренностью раллийного Ситроена, порой не поспеваешь наводить на негодяя дуло. Масса снаряжения и трюм, понятно, не влияют на ходовые в принципе. На корвете так вообще достаточно единожды свериться с курсом ветра и с достоинством отступить в фордевинд, без малейшего шанса для бультерьерски туповатого AI (что радует, попорченные предыдущим воздыхателем или ласковым карибским циклоном паруса сильно сбавляют барской прыти, а ощутимый недобор в личном составе убивает еще и маневренность). Искушенный ветеран Порт-Ройяля возьмется умело садить залпами с тщательно рассчитанным упреждением и будет недоуменно мазать, не подозревая, что боеприпасы тут исключительно с самонаведением — прицелился в борт и пали себе на здоровье, оппортунист со своей изощренной акробатикой все братские приветы неизменно словит, хотя бы успел отмотать полэкрана и пару раз изменить курс. Кашу разбавляет и сектор обстрела. Он тут не как у людей, а наоборот. При точном наведении вполне реально окунуть красавца чуть не на горизонте, зато пристальная пальба вупор знаменуется непременным перелетом. Ладно, девелОперы не читали Саббатини и не смотрели кины про пиратов, зато явно пробовали Cannons. До рукопашного интима доходит довольно часто — компьютер обладает завидной самоуверенностью и, буде дистанция с водоизмещением располагают, непременно притрется бортом и навяжет пацанскую физкультурку на традиционном экране с полосой прогресса «наши vs. ваши».

Резюме? Это настоящая игра о безграничном Океане, такая же безбрежная и вечная. Как и настоящий Океан, она не развлекает своих гостей, она лишь предоставляет им все возможности действовать по своему усмотрению. Игрок, балованный лакокрасочной современностью с ее приветливым космополитичным дружелюбием, охотно встающей к молодцу передом по мановению курсора, вряд ли придет в восторг от этого мирка, где пиратствуют не из романтических идеалов, а «от хорошей жизни», где торгуют не ради апгрейдов, а ради транскеанических переходов, где Самая Большая Пушка приносит больше проблем, чем решает, где фрау в чепчике возит хлопок в Чарльстаун, а Санкт-Петербург в 1640-м импортирует меха, где плавают по морю с профессиональными солдатами и загружают припасов на год — это другая игра для другого игрока.

...Эге, да ктой-то у нас там бойко чешет на Калькутту? (протирает окуляр о штаны) Неужели голландский барк? Три румба к востоку, но пасаран!..

The Lich
К началу раздела | Наверх страницы Сообщить об ошибке
Игровая башня - High Seas Trader
Все документы раздела: Action (14) | RPG (12) | Strategy (5) | Logic (1) | Old Games (2) |


Дизайн Elite Games V5 beta.18
EGM Elite Games Manager v5.17 02.05.2010