Как-то незаметно наигралось уже 12 часов, видимо, пора писать ревьюшку. Получилась большая, так что конец на pastebin.
Многих отпугивает Early Access, все мы видели глючные игры без контента, баланса и с плохой графикой. Что ж, тут игра, скорее, в твёрдой бете. Пока некоторые иконки и картинки построек выглядят грубо, но будут заменены к релизу. Игровая механика практически завершена, баланс немного не выверен, есть имбовые возможности (дорогие корабли-уничтожители, которые просто раскатывают всё, и к ним невозможно приблизиться), но для их эксплуатации нужно знать достаточно много, чтобы это не мешало играть новичкам и против компа. Да и разработчики регулярно сражаются против игроков, подобные нюансы будут выявлены и забалансены. Саундтреков маловато, так что они довольно быстро надоели, и я их отключил в пользу своей музыки. В общем-то, это всё, что я счёл недостатками за это время, кого-то ещё может остановить наличие только английского интерфейса. Согласитесь, не так уж много.
Теперь о плюсах. Геймплей необычен для 4X RTS, тем более, 4X традиционно пошаговые. Основных ресурсов 7, это те единицы, которые можно накапливать и тратить — деньги (основной), политическое влияние, энергия, научные очки и т.д. Также, есть ресурсы планетарные, каждая планета производит один ресурс и может потреблять его и несколько других для повышения своего уровня. Уровень, грубо говоря, даёт больше возможностей и более высокую мощь планете. Эти ресурсы можно экспортировать и импортировать, причём, экспорт полностью лишает планету вырабатываемого ресура (а он, напомню, может быть только один). Поэтому обычной ситуацией является обилие планет-доноров, которые сливают свои ресурсы на планету-реципиент для повышения уровня последней. Но некоторые ресурсы можно экспортировать только при наличии у планеты определённого уровня, поэтому её тоже надо сначала прокачать. В итоге образуется дерево ресурсов. Всё это удобно и наглядно управляется из нескольких мест по вкусу — на глобальной карте, на отдельной вкладочке и из боковых панелей уведомлений. Также можно разрабатывать астероиды для получения некоторых ресурсов и бонусов.
Помимо планет и астероидов, в галактике есть артефакты. Они позволяют творить необычные вещи — от запуска шпиона и запуска базы поддержки до включения древних механизмов, дающих усиление своим юнитам в пределах солнечной системы, а также создания новых звёзд и планет и терраформинга существующих. Можно играть с несколькими галактиками, опционально соединив их вормхолами. Галактики, к слову, трёхмерные, т.е. есть конфигурации, которые выходят за плоскость «карты». Камеру можно крутить как угодно.
Отдельного внимания заслуживает политика, она тут взаправду интересная, ею хочется пользоваться! И она совсем не похожа на стандартный выбор из нескольких вариантов в попытке сымитировать диалог. Итак, некоторые решения (как аннексия звёздной системы или планеты, проведение расследования по расе или организация галактического центра) выносятся на голосование, в котором принимают участие все игроки. Для принятия или отклонения инициативы нужно добиться заполнения зелёной или красной полосы, соответственно, этакое перетягивание каната. Если баланс голосов больше нуля, заполняется зелёная часть, если ноль или меньше, зелёная уменьшается до нуля и потом уходит в красную. И наоборот. На этот процесс можно оказывать влияние, разыгрывая специальные карты, которые покупаются из общей для всех очереди за очки влияния. Эффекты получаются разнообразные, некоторые долгоиграющие, т.е. даже если твоё предложение в итоге выиграло, другие могут получить за это влияние над тобой в будущем и т.п. Некоторые действия, например, переименование планеты, звезды или флота, не требуют голосования и выполняются сразу. Можно сдаться в рабство другому игроку и одержать lesser victory, если он победит. При этом, ты играешь дальше, хоть и становишься вассалом. Система уникальная, я такого раньше никогда не видел.
Деньги требуются для постройки всего, кораблей, зданий на планетах, орбитальных платформ, некоторых действий с политикой и прочего. Однако, не получится накопить триллиард золота и потом купить пачку крутых кораблей, как бывает в других играх. Вместо этого здесь имеется трёхминутный бюджет — если не потратишь весь доход за это время, остаток расходуется в одну из выбранных отраслей: политическое влияние, энергия, наука или на рабочих. Поэтому для постройки крутого корабля мало просто сидеть и ждать накопления денег (хотя можно строить за несколько циклов бюджета в Dry Dock, но там солидная наценка), нужно проводить экспансию для увеличения дохода. Другие ресурсы не имеют цикла, но некоторые сильно замедляются в накоплении при превышении некоторого порога. Т.е. чтобы получать суммарно много ресурса, нужно его тратить и не давать накапливаться.
Изучение новых технологий производится не через традиционное дерево, а по системе, похожей на CivBE — паутиной. Можно разблокировать новые элементы вооружений, можно получать одноразовые бонусы или постоянный приток ресурса и многое другое. Тут всё более-менее традиционно.
Корабли можно дизайнить из хексов, у пушек есть дуга обстрела (т.е. если посадишь пушку глубоко в корпус, она будет стрелять только в маленьком конусе и будет менее эффективна, а если будет торчать совсем снаружи, её быстро сломают), повреждения также поклеточные, так что корабль будет терять в функциях по мере боя. Но самое интересное, что дизайны можно заливать в интернет, а другие смогут их скачать. Можно заранее перед боем определиться с юнитами и исследовать в нужную сторону необходимые модули и технологии, чтобы построить корабли по этому дизайну. За дизайны можно ставить лойсы и комментить, всё не выходя из игры.
Есть семь рас с очень уникальными чертами, т.е. различия не просто в наборе стартовых технологий и портрете, уникальна вся игровая механика колонизации. Например, одна раса обязана строить алтари, которые принимают в жертву ресурсы, и если алтарь разрушить, они станут безбожниками и получат штрафы. Другие не могут жить на планетах, только в орбитальных поселениях. Третьи могут через храмы конвертировать соседние планеты в свою религию.
Есть моддинг (
http://starruler.blind-mind.com/wiki/index.php?title=Main_Page ), и это не простая смена коэффициентов. Логика вынесена в скрипты на языке AngelScript — хороший язык со строгой статической типизацией, классами и генериками, похож на C++. Я ожидал увидеть Lua. Для простой подстройки параметров есть опять же внутриигровой редактор, где можно взять любой кусочек игры и потвикать его, например, для баланса, после чего сохранить и залить полученный мод в Steam Workshop. Программные классы делятся на клиентские, серверные и общие, так что моды не как в Civ5, а полноценные, работающие в мультиплеере.
Туториал, в принципе, хорошо объясняет основы, у меня не возникло затруднений. Детали можно почерпнуть позже из вики и подсказок по каждому элементу на экране.
В целом, тут очень много необычных и свежих решений, потенциал у игры огромный и раскрыт он уже хорошо. Напоминает AI War: Fleet Command по механике управления флотами (один центровой + много мелкой поддержки), напоминает коллекционные карточные игры по части политики, классику Space 4X типа Space Empires, Stars! (в Master of Orion не довелось сыграть), пожалуй, тут органично сочетаются все хорошие решения из старых игр и амбициозные новые идеи. Разработка активная, мажорные апдейты каждый месяц примерно, есть экспериментальная ветка с обновлениями чуть ли не каждый день. Однако, early access следует учитывать при принятии решения о покупке. С другой стороны, кое-какие крутые AAA-игры на самом релизе были не играбельны вообще, и все сидят и ждут патчей. Или ещё хуже, технически играбельно, но по сути контента нет, и его потом завозят с DLC, а без них вроде как и игры нет. Так что здесь по крайней мере честно всё говорят. Недостатка контента я не ощутил, того, что есть, вполне хватает для разнообразной непредсказуемой игры. С удовольствием сыграл бы в мультиплеер, но не с кем.